Hveprv - Магический портал

На западе Украины происходят события, которые полностью вписываются в картину церковного раскола в стране. Радикалы силой захватили храм. Среди прихожан есть пострадавшие. Это далеко не первый погром не просто при попустительстве, но при фактической поддержке властей в Киеве.

События вокруг канонической Украинской православной церкви с каждым днем приобретают драматический характер. Чрезвычайная ситуация в Ивано-Франковской области - националисты из «Правого сектора», запрещенной организации в России, захватили Свято-Троицкий храм.

Официальный сайт УПЦ приводит подробности: «Ворвавшись, они устроили драку с прихожанами, которые находилась внутри, в результате несколько человек получили серьезные травмы - двум мужчинам сломали руку и разбили голову. Настоятеля же храма, заломив ему руки, пинками вытолкнули на улицу. Изгнав таким образом всех прихожан, рейдеры сменили замки».

Видеозаписей именно этого захвата пока что нет, но как действуют радикалы-националисты в таких случаях, хорошо известно, ведь начиная с 2014 года они захватили уже больше 50 храмов - в Тернопольской области, разгромленная церковь в Черноморске Одесской области. То же самое попытались это проделать в Хмельницкой области, прихожане помешали. А вот так неонацисты из группировки С-14 общались со священником в Киеве, в Свято-Покровском Голосеевском монастыре, обвинив их в укрывательстве бразильца, ранее воевавшего в Донбассе "Ты не священник, ты - бес".

При этом радикалов никто ни за что не наказывает, они чувствуют себя хозяевами положения. Их наступление на Украинскую православную церковь в последние годы, оказывается, было своего рода подготовкой к действиям Константинопольского патриарха Варфоломея, вознамерившегося вдруг предоставить Украине автокефалию.

На днях провластный сайт «Миротворец», в рамках подготовки еще более решительных действий, очевидно, внес в свою базу данных, которая, фактически, является списком потенциальных мишеней, не кого-нибудь а митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия! В тексте - прямая угроза: «Предлагаем им всем покинуть Украину самостоятельно пока не поздно. И пусть потом эти раскольники и антиукраинисты не говорят, что их не предупреждали».

Поводом для этого стал призыв Онуфрия к двум «экзархам», присланным Константинопольским патриархом покинуть Киев, чтобы не нагнетать ситуацию, не создавать дополнительных условий для противостояния в украинском обществе. Называется и дата, когда могут случиться масштабные столкновения.

«Один из возможных вариантов - 14 октября почти ежегодно проходят марши националистов-бендеровцев в таком жестком варианте. И поскольку им обычно нечем заняться, как пройти по Крещатику, это время были бдительными. И по всей видимости, нам надо будет организовывать на это время защиту Лавры», - полагает православный общественный деятель, публицист Валентин Лукияник.

Киево-Печерскую лавру, символ православия, уже очень давно хотят захватить «униаты», «греко-католики». Но готовятся они к масштабным действиям по всей стране, проводят своего рода «дательную опись имущества», которое готовятся захватывать. Приказ украинского Минкультуры, попавший в СМИ. В нем - требование перечислить все церковные ценности: «Просим Вас обеспечить доступ для осмотра членами комиссии церковного имущества, которое находится в Спасо-Преображенской церкви, с целью определения его историко-культурной ценности и переписи».

Происходящее на Украине вокруг канонической, изначальной православной церкви, не только закладывает мину под единство всего православного мира, о чем представители большинства поместных церквей так или иначе сообщали инициатору идеи автокефалии патриарху Варфоломею, вдруг возомнившему себе кем-то вроде «православного Папы», не менее опасным является то что во многих других областях Украины могут начаться беспорядки, гражданское противостояние.

Русская православная церковь с Константинополем, если Украинской православной церкви Киевского патриархата предоставят автокефалию. Что происходит с православием в Украине, как сегодня устроена православная церковь и как возникшая ситуация отразится на обычных прихожанах в Беларуси? На важные вопросы ответил и высказал свою позицию председатель Синодального информационного отдела БПЦ протоиерей Сергей Лепин.

Фотография из архива протоиерея Сергея Лепина

Кто главный среди православных церквей?

Всемирное православие представлено множеством поместных, то есть региональных церквей, которые обладают автокефалией (самоуправлением) и автономией («самозаконием»). Сегодня их пятнадцать.

— Это ни в коем случае не конфедерация церквей, где каждая церковь является чем-то совершенно самодостаточным, а именно единая церковь, где каждая ее часть обретает свои духовные власть и право на определенной территории в силу принадлежности ко всеобщему — к единой церкви. И ни одна поместная церковь не является абсолютным источником своей власти, права и полномочий. Никто не может сказать другим «вы мне больше не нужны» или «что хочу, то и делаю», — рассказывает председатель Синодального информационного отдела БПЦ протоиерей Сергей Лепин .

По его словам, каждая поместная церковь обладает своей территорией: областью духовной ответственности, на которой она отвечает за проповедь и священнодействие. Каноническая территория одной церкви является неприкосновенной для других поместных церквей, духовенство которых должно согласовывать свое присутствие с законными или, как говорят в церкви, каноническими представителями православной церкви в данном регионе.

— Никакая поместная церковь не управляет другой поместной церковью — то есть, мы можем сказать, что никакая церковь не является главной. Все церкви равны. Однако в списке поместных церквей (в диптихе), каждая имеет свое место: кто-то выше, кто-то ниже — в зависимости от даты провозглашения, исторической значимости. Московский Патриархат занимает в диптихе пятое место, Константинопольский — первое, — отмечает протоиерей Сергей Лепин.

Каждая из поместных церквей имеет собственного предстоятеля и свой собор и уполномочена решать в последней инстанции вопросы своей жизни, но делать это она может только в традиции всей церкви — согласно ее преданию.

— Церкви (отдельные приходы или группы таковых), отпадающие от единства веры, морали, канонов и богослужения, отпадают от православной церкви и от церкви вообще. В представлении православных церковь одна — так как Христос один, а она, церковь, есть тело Христово, и его не может быть больше одного. Отпавшие от церковного единства лишаются права на учение и священнодействие, — объясняет протоиерей Сергей Лепин.

Кто кому подчиняется в православной церкви?

Управляется церковь Собором предстоятелей поместных церквей, а также других иерархов. По словам протоиерея Сергея Лепина, «Собор управляет от имени Духа Святого и получает свои полномочия именно от Христа».

— Главой церкви является Христос, который явил нам закон Нового Завета. Поскольку церковь — богочеловеческий организм, то человеческая ее часть тоже задействована в управлении. Управляется церковь Собором предстоятелей поместных церквей, а также других иерархов — это такой аналог парламента. Собор управляет от имени Духа Святого и получает свои полномочия именно от Христа. Это если кратко и без дополнительных объяснений. Но главное, что нужно помнить, единство церкви связано не столько с административными вопросами, сколько с вопросами единой веры. Вера — главное. Остальное — лишь средства ее сохранения и передачи, — говорит он.

Может ли быть главным в православной церкви кто-то один из патриархов?

По словам протоиерея Сергея Лепина, не только церкви не главенствуют друг над другом, но и никто из предстоятелей поместных церквей не является главой над другими предстоятелями.

— Однако существуют каноны, согласно которым равные друг другу в духовных полномочиях епископы должны знать среди себя «старшего по чести». Он получает дополнительные права, как бы мы сегодня сказали, «модератора», не сообщающие ему новых духовных полномочий, но определяющие его роль в организации взаимодействия частей церкви сообразно своему уровню. Например, созывать собор, делать заявления от его имени, представительские функции. В границах РПЦ таким епископом является Патриарх Московский, в границах БПЦ — Митрополит Минский. В границах Мирового Православия — Патриарх Константинопольский, — рассказывает протоиерей Сергей Лепин.

По его словам, преимущество чести ни в коем случае не дает право Константинопольскому Патриарху управлять на территории других поместных церквей, но наделяет его дополнительными полномочиями в разрешении проблем, которые могут возникнуть между поместными церквями.

— Но, увы, украинская проблема показала, что в мировом православии наметились разные понимания того, что входит в его «модераторские» обязанности, как далеко простираются эти полномочия и насколько актуальны они в реалиях сегодняшнего дня, — высказывает точку зрения протоиерей Сергей Лепин.

В чем причина конфликта по вопросу православной церкви в Украине?

На сегодняшний день украинское православие фактически разделено на три части: Украинская православная церковь Московского патриархата, Украинская православная церковь Киевского патриархата (возникла в 1992 году) и Украинская автокефальная православная церковь (связана с эмиграцией и отсутствием поддержки Московского патриархата).

По данным Департамента по делам национальностей и религий Министерства культуры Украины , на начало 2018 года у Украинской православной церкви Московского патриархата самое большое количество действующих общин. Это 12 064. У Украинской православной церкви Киевского патриархата их 4807, а у Украинской автокефальной православной церкви — 1048.

Украинская православная церковь, хоть и пользуется правами широкого самоуправления, является частью РПЦ. И, по словам протоиерея Сергея Лепина, нельзя говорить о ней как об автокефальной, то есть независимой и самостоятельной поместной церкви.

Протоиерей Сергей Лепин отмечает, что Украинская православная церковь Московского патриархата считается канонической, другие две — раскольничьими православными группами.

— Они не признаны полнотой православного мира, находятся под прещением Священного Синода РПЦ. Эти расколы появились в попытке добиться автокефалии для Украинской православной церкви, чему благоприятствовали определенные политические обстоятельства. Одно дело желать автокефалии, а совсем другое — думать, что она у тебя уже есть. Так получилось, что определенная часть украинского духовенства в одностороннем порядке решила, что она уже автокефальна, с чем не согласилась ни вся РПЦ, ни другие поместные церкви, включая Константинопольскую. Это не автокефалия и не автономия, а самочиние и беззаконие. Конфликт, стремительно начавшийся, через некоторое время пришел к затяжной форме и позиционному противостоянию, которое иногда доходило даже до физического насилия, — высказывает мнение протоиерей Сергей Лепин.

Почему сейчас разгорелся религиозный конфликт между Россией и Украиной?

Киевские власти выступают за предоставление Украинской православной церкви Киевского патриархата статуса автокефалии, что сделает ее независимой от Русской православной церкви. По мнению протоиерея Сергея Лепина, власти думают, что таким образом украинское православие станет единым (все течения объединятся), а «влияние Москвы» на религиозную ситуацию в Украине прекратится.

В конце апреля Верховная рада Украины обращение президента Порошенко ко Вселенскому патриарху Варфоломею. РПЦ с Константинополем, если Украинской православной церкви дадут автокефалию.

По мнению протоиерея Сергея Лепина, с началом боевых действий на Донбассе и с ситуацией в Крыму в Украине нарастают антироссийские настроения.

— Они обновляют в некоторой части украинского народа надежды на автокефалию. Притом эти надежды уже перестали быть сопряженными с имеющимися раскольничьими группами, поскольку многие стали понимать неканоничность и неправоспособность их статуса, — считает протоиерей Сергей Лепин. — Сами эти группы тоже всерьез озаботились своим положением и, пользуясь поддержкой и ходатайством светских властей, а также внутренней и международной политической обстановкой, еще раз обратились в Константинополь за апелляцией и легализацией своей мнимой автокефалии. Москва, решив, что речь идет исключительно о ее внутреннем деле, категорически отказалась обсуждать тему автокефалии Украинской Церкви и пересматривать статус отлученных раскольников.

Константинополь в одностороннем порядке назначил двух своих представителей — «экзархов» — для изучения вопроса на месте, в Украине.

— Он решил воспользоваться своим правом рассмотрения апелляций. В теории такое право у него есть, но как оно должно было быть реализовано на практике — единолично или на всеправославном соборе — вопрос для дискуссий, которые никто вести не собирается. И разумеется, заодно Константинополь решил выплеснуть все, что накопилось в противоречиях между РПЦ и КПЦ за несколько веков. В том числе и в вопросе о праве предоставления автокефалии. Дело в том, что Константинополь считает, что только он один имеет право предоставлять автокефалию. Москва же не согласна с этим: она считает, что на своей территории может предоставлять другим автокефалию сама, а на ее территории не имеет право предоставлять автокефалию никто, — рассказывает протоиерей Сергей Лепин.

Что значит назначение в Киев своих «экзархов» Константинопольской православной церковью?

По словам протоиерея Сергея Лепина, формально это значит, что Константинополь отправил свою комиссию в Киев.

— Она должна встретиться со всеми конфликтующими сторонами, подробно изучить ситуацию, провести необходимое исследование, подготовить решение на предмет возможности дать автокефалию, какая должна быть процедура, как должны быть сформированы органы самоуправления, кто в них войдет, как будет осуществляться переход духовенства… Повестка дня действительно ориентируется на автокефалию. Но что будет прописано в томосе (указ предстоятеля поместной православной церкви. — Прим. TUT.BY), на каких условиях он будет выдан и насколько эта автокефалия будет соответствовать господствующим у нас представлениям о ней, и многих ли она устроит в таком виде? — отмечает протоиерей Сергей Лепин.

Одна поместная церковь может вторгаться на территорию другой?

По словам протоиерея Сергея Лепина, одна поместная церковь не должна вторгаться на территорию другой.

— Патриарх Кирилл, синод РПЦ осудил это назначение как агрессию и грубое попрание канонов, угрожающее единству и миру православной церкви, которая не подавала никаких «заявок» на автокефалию. И в самом деле: если Украинская православная церковь Московского патриархата не ищет автокефалии, тогда отчего вдруг желание раскольников получает в глазах Константинополя больший приоритет? — задается вопросом протоиерей Сергей Лепин.

Он обращает внимание, что в этой ситуации одной из самых важных проблем является то, что случившееся Константинополь не считает нарушением канонических границ, поскольку отрицает сам факт передачи Киевской митрополии в состав Московского Патриархата и настаивает на том, что речь шла только об обусловленной исторической ситуацией передаче права оперативного управления Киевской митрополии и права поставлять киевского митрополита.

— И Константинополь уверен, что даже если считать фактическое состояние канонических границ актуальным, то посольство двух его «экзархов» так же не нарушает принципа территориальности, как не нарушает аналогичный принцип любая другая конфликтная комиссия из уполномоченных епископов, прибывшая на разбирательство в «проблемную» епархию другого архиерея. Это, якобы, «исключительное право» и обязанность старшего по чести — врачевать расколы, если поместная церковь или просто епархия сама «не справляется». Но с очень большой вероятностью может получиться нечто диаметрально противоположное: к имеющимся противоборствующим сторонам в Украине добавится еще и та, которую создаст Константинополь. И, возможно, даже не одна… Есть риски, которые несоразмерны ожидаемому эффекту — даже если все согласятся, что он положительный. Патриарх Кирилл полностью возложил ответственность за последствия происходящего на своего фанарского визави, — отмечает протоиерей Сергей Лепин.

Какая позиция по случившемуся у Белорусской православной церкви?

Синод Белорусской православной церкви во всем единодушно поддержал позицию Патриарха и Священного Синода Русской православной церкви, выразил всестороннюю поддержку предстоятелю Украинской православной церкви Московского патриархата Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию, духовенству и пастве церкви.

— Несмотря на то, что в Минске есть свой Синод, а Патриарший Экзарх всея Беларуси является постоянным членом Священного Синода всей Русской православной церкви, белорусская церковь не является субъектом «межпоместного» права и полностью следует в фарватере внешней церковной политики Русской православной церкви, будучи ее частью, — объясняет протоиерей Сергей Лепин.

РПЦ объявила о прекращении участия в структурах, где председательствуют представители Константинопольского патриархата. Что это значит?

Это значит, что РПЦ не будет участвовать в таких структурах.

— Священный Синод Русской православной церкви принял решение о прекращении поминовения Патриарха Константинопольского Варфоломея за богослужением в Русской православной церкви и приостановил сослужение наших епископов с епископами Константинопольского Патриархата и участие во всех структурах, в которых председательствуют или сопредседательствуют представители Константинополя. Например, епископские ассамблеи в странах так называемой диаспоры и различные богословские диалоги, — объясняет протоиерей Сергей Лепин. — Но важно заметить, что на сегодняшний момент сохраняется главное: евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом.

Простые верующие из-за сложившейся ситуации практически не должны заметить никаких перемен.

— Разве что они могут услышать на литургии дополнительные прошения о сохранении единения и правоверия. И надеюсь, каждый ощутит необходимость личного посильного участия в молитвах о мире всего мира и соединении всех, — отметил протоиерей Сергей Лепин.

В связи с волнениями вокруг вопроса о предоставлении автокефалии, по просьбе редакции «Православная жизнь», Управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Антоний (Паканич) рассказал о реальном положении дел.

Владыко, в церковной среде не прекращаются споры, пересуды и рассуждения вслух по поводу категоричных заявлений руководства страны относительно возможного создания т.н. «украинской церкви». Большинство верующих гадает на кофейной гуще, строит необоснованные предположения, не обладая необходимыми знаниями и информацией по этой теме. Мы бы хотели с Вашей помощью развеять сомнения и предоставить правдивую информацию из первых рук, во избежание домыслов и кривотолков, для сохранения спокойствия среди православных верующих.

Расскажите, пожалуйста, какова процедура предоставления автокефалии? Так ли это просто?

Начнем с того, что в Православной Церкви пока нет общепринятого документа, который бы прописывал процедуру предоставления автокефалии. Точнее сказать, проект такого документа подготовлен и согласован, но пока еще не утвержден всеми Поместными Православными Церквами. Главным принципом решения этого важнейшего вопроса является консенсус всех автокефальных Церквей. Что это значит? Это означает, что сегодня никакой Патриархат не может сам по себе предоставить автокефалию какой-либо Церкви.

Православная Церковь - едина, а значит все наиболее важные вопросы, в том числе и предоставление статуса автокефалии, решаются всеми Поместными Церквами совместно. То есть, Архиерейский Собор Автономной Церкви или Экзархата принимает соответствующее решение о желании автокефального устройства и затем обращается с этой просьбой к Церкви-Матери, то есть, к той Церкви, в юрисдикции которой в настоящее время церковная структура, желающая автокефалии, пребывает. Затем, после получения согласия Церкви-Матери и всех Поместных Православных Церквей, провозглашается автокефальный статус такой Церкви.

Такой порядок был выработан в связи с проблемами, которые возникали в истории с предоставлением предыдущих автокефалий.

Например, Православная Церковь Чешских земель и Словакии получила автокефалию от Русской Православной Церкви еще в 1951 году, но только спустя почти полвека, в 1998 году, автокефалия Чешской Церкви была признана Константинополем. А вот автокефалия Американской Православной Церкви, полученная от РПЦ в 1970 году, не признана Константинопольским Патриархатом до сих пор. Для того, чтобы таких противоречий не возникало, и была выработана подобная процедура.

Особо стоит отметить, что вопрос автокефалии Украинской Православной Церкви продвигается прежде всего политиками, которые не понимают или не хотят понять сути церковного устройства. Более того, подобные вопросы рассматриваются с точки зрения их собственных сиюминутных политических интересов. При этом совершенно не учитываются интересы духовные.

Один из Предстоятелей Поместных Православных Церквей мне прямо сказал, что у Церкви в ХХІ веке есть две самые значимые, ключевые задачи - это Единство и Миссия. Однако, нам искусственно навязывают другие цели, которые могут быть только инструментом, но никак не самой целью. Хотел бы также напомнить слова блаженнопочившего Предстоятеля нашей Церкви Блаженнейшего Митрополита Владимира, сказанные им в 2013 году: «Статус Украинской Православной Церкви как самоуправляемой с правами широкой автономии на сегодняшний день является оптимальным. Этот статус Украинской Православной Церкви является залогом ее внутреннего единства и фундаментом для восстановления единства украинского Православия».

Да, за 5 лет в общественной жизни Украины многое изменилось. К лучшему или к худшему, пока не могу сказать. Наверно, у каждого есть свой ответ на этот вопрос. Как священник могу только сказать, что Церковь Христова не может и не должна стать служанкой идеологических трендов, которые так часто меняются. А Церковь - вечна.

Это не значит, что у нас существует табу на обсуждение вопроса о статусе нашей Церкви. Нет, конечно. Но мы, иерархи, священники, которым Господь доверил духовное стадо, ответственны за души верующих и за наши действия в Церкви. В конце концов, Бог спросит земных правителей за земное благополучие своих граждан, а нас - за их души. Что для кого главнее - пускай выбирает сам.

Но госдеятели заявляют, что «Вселенский Патриархат начинает процедуры, необходимые для предоставления автокефалии УПЦ».

Это словосочетание появилось в наших СМИ, но его нет в официальных документах Константинопольского Патриархата. Таким образом, это либо самообман, либо попытка выдать желаемое за действительное. Также не исключаю, что политики, заявляющие подобное, введены в заблуждение собственными недобросовестными советниками. Константинопольский Патриархат, как известно, сделал заявление, что, получив петиции политического руководства Украины о даровании автокефалии, будет тесно общаться и координировать свои действия со своими сестринскими Православными Церквами по этому вопросу.

Иными словами, будет рассматриваться сам вопрос, а не начало каких-либо процедур для якобы «предоставления автокефалии УПЦ», тем более, что, как уже говорилось, у Константинопольского Патриархата нет на это исключительных полномочий.

Но если предположить, что Константинопольский Патриархат все же выдал какой-то документ, провозглашающий автокефалию в одностороннем порядке?

Предполагать, конечно, можно что угодно, но если бы такое произошло, это означало бы раскол всего мирового Православия и потому сомнительно, чтобы Вселенский Патриархат на такое решился, как и другие Поместные Церкви, особенно те, которые, как и УПЦ, пережили или переживают трагедию раскола.

Но если с автокефалией все так сложно, могут ли политики попытаться «пойти другим путем»? Ведь некогда в Эстонии получилось создать автономную Эстонскую Православную Церковь под юрисдикцией Константинопольского Патриархата, отдельную от уже существующей ранее Эстонской Православной Церкви в единстве с Русской Православной Церковью?

Ситуация с Эстонской Православной Церковью как раз и демонстрирует, какие проблемы могут возникнуть при односторонних действиях одной из Православных Церквей без оглядки на другие. Но в Эстонии, при всех проблемах, политическая ситуация гораздо стабильнее. В нашей же стране, переживающей сейчас беспрецедентное за всю современную историю Украины политическое противостояние и военные конфликты, такое решение только усугубило бы общественные междоусобицы и никак не уврачевало бы церковный раскол.

И тем не менее события последних лет показывают, что произойти может что угодно. Люди часто слабы, в том числе и архиереи, на них может быть оказано давление, которое подвигнет их на неосторожные действия. Что в такой ситуации предпринимает наше священноначалие?

Священноначалие нашей Церкви находится в постоянной связи со всеми Поместными Церквами, со всей полнотой Вселенского Православия. Практически все Поместные Церкви выражают поддержку Украинской Православной Церкви и верность каноническому порядку.

В таких непростых условиях нашей жизни, Церковь максимально заботится о мире в стране, выполняя соответствующую Ее предназначению миссию миротворца. Мы пытаемся донести до руководства страны нашу позицию, мы говорим публично, что ни с гражданской, ни с церковной точки зрения предложенный способ преодоления церковного раскола в стране не является правильным. И время обязательно это покажет, расставив все на свои места.

А что сейчас можно сказать православным верующим Украины, которые постоянно ощущают давление со стороны отдельных представителей власти, сталкиваются с захватами храмов раскольниками, подвергаются агрессии националистских организаций? Паства часто незащищена и в такой ситуации готова верить самым нелепым слухам.

Верующие тем и отличаются от других людей, что обладают главным сокровищем - верой в Господа Иисуса Христа. Он сильнее всех земных властителей. Без Его воли в этом мире не может свершиться ничего. А потому важно довериться Богу и непрестанно молиться, и особенно усилить свою молитву и за власть, чтобы Господь умудрил и вразумил.

Очень часто все наши проблемы происходят от того, что мы попросту не умеем терпеть. Нам всегда хочется ответить нашим обидчикам, а ведь именно с этого начинается цепочка большинства наших грехов. «Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих» (Пс. 140:3). В этой молитве мы просим Бога, чтобы Он помог нам стерпеть: стерпеть тогда, когда, как нам кажется, нас обидели, когда нас в чем-то обвинили, когда по отношению к нам поступили неправильно или несправедливо. Мы просим Бога: «Господи, помоги нам сохранить любовь к ближним, помоги нам промолчать и тем самым сохранить наш душевный мир!»

Очень важно не паниковать и не распространять слухи. Тем же, кто проводит время в интернете, тщательно стоит проверять получаемую информацию и не транслировать так называемые вбросы. Именно сейчас мы все должны быть максимально ответственны за свои слова и деяния и не становиться орудием в чужих злонамеренных руках.

Верующим сегодня следует сплотиться вокруг нашего Предстоятеля Блаженнейшего Митрополита Онуфрия, довериться Священноначалию нашей Церкви и поддержать его молитвой.


Религиозная ситуация на Украине вновь в центре внимания мирового сообщества. Идея действующего президента страны Петра Порошенко о независимой "Киевской церкви", похоже, выливается в масштабное противостояние, которое выходит за рамки внутрицерковных отношений. О том, к каким последствиям может привести попытка перекроить украинское православие по правилам извне, ТАСС рассказал один из главных российских специалистов по истории Церкви на Украине, историк, профессор Православного Свято-Тихоновского университета Владислав Петрушко.

В чем причины конфликта?

Седьмого сентября Константинопольский патриархат "в рамках подготовки к предоставлению автокефалии Православной церкви на Украине" назначил своих экзархов, то есть посланников, которые также могут восприниматься как надзиратели с властными полномочиями, в Киеве, который является канонической территорией Московского патриархата.

"До самого назначения в Киев посланников Константинопольского патриархата мы слышали от представителей Русской и Украинской церквей сдержанные комментарии. Это происходило не только потому, что до конца не верилось, что Константинополь от слов перейдет к делу, но и из-за нежелания Русской церкви спровоцировать разрыв отношений и стать причиной раскола. Теперь мы увидели реальные шаги во стороны Константинополя, "пробный шар" - нарушение нашего канонического пространства", - отмечает Владислав Петрушко.

"Даже если эти "экзархи" еще пока просто послы, "легаты", но их появление необходимо было согласовывать и с патриархом Московским Кириллом, и с предстоятелем Украинской православной церкви митрополитом Киевским Онуфрием, исходя из норм взаимоотношений между православными церквами", - добавляет он.

Какие православные организации сейчас действуют на Украине?

Единственная каноническая Украинская православная церковь (более 12 тыс. приходов и 200 монастырей) является самоуправляемой Церковью с правами широкой автономии в составе Московского патриархата. Право независимости и самостоятельности в управлении было дано определением Архиерейского Собора Русской православной церкви от 27 октября 1990 года и выражено в благословенной грамоте /Томосе/ патриарха Московского и всея Руси Алексия II. После распада СССР в конце 1991 года украинские политики стали предпринимать активные действия с целью отделения Украинской церкви от Русской. Их увещеваниям поддался тогдашний митрополит Киевский Филарет, заявив о создании национальной церкви - так называемого Киевского патриархата. Эта организация (около 5 тысяч приходов) до сих пор остается раскольнической и не признанной ни одной церковью мира.

В 90-е годы на Украине была возрождена и обновленческая организация Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ), изначально созданная националистически настроенными священниками в 20-е годы XX века, а затем постепенно самораспустившаяся. УАПЦ также не признана никем и имеет на сегодняшний день около тысячи приходов. В данный момент Киевский патриархат и УАПЦ пользуются особым расположением украинских властей и претендуют на легализацию со стороны Константинопольского патриархата.

"Возможная схема такой легализации такова: Константинополь оспаривает решения, принятые еще в XVII веке, о передаче Киевской митрополии Московскому патриарху, добивается создания на Украине своей церковной юрисдикции, куда переходят все противные УПЦ МП группировки, а затем дарит автокефалию (независимость) своей "дочерней" структуре", - пояснил Петрушко.

Каковы возможные действия РПЦ?

По мнению Владислава Петрушко, Русская церковь должна будет дать адекватную оценку свершившимся действиям, не торопиться с разрывом отношений, но назвать все своими именами - объективно оценить действия патриарха Константинопольского Варфоломея с точки зрения канонов Церкви и опубликовать все исторические документы, подтверждающие юрисдикцию РПЦ над Киевской митрополией.

Дело в том, что на Архиерейском соборе Константинопольского патриархата, который прошел в Стамбуле 1–2 сентября, прозвучало, что Киевская митрополия была перенесена в Москву без санкции Константинополя, и, соответственно, заявлены права на управление ею. "Но, во-первых, она была перенесена сначала во Владимир, кроме того, есть сохранившийся соборный акт Константинопольского патриархата об официальном признании Владимира вторым кафедральным градом Русской церкви одновременно с поставлением туда святителя Алексия в 1354 году", - прокомментировал Петрушко.

Синод Русской православной церкви выразил в связи с назначением посланников Константинополя в Киев протест, заявив, что действия Константинопольской церкви "являются грубейшим попранием церковных канонов" и ответные шаги последуют в ближайшее время. Московский патриархат может разорвать отношения с Константинопольской церковью в случае легализации ими украинских раскольников.

В каких отношениях православные церкви находятся с Константинополем?

15 поместных православных церквей мира обладают равенством, но так сложилось исторически, что у патриарха Константинопольского есть так называемое первенство чести, которое не означает верховенство над православными церквями.

Однако на прошедшем Архиерейском соборе патриарх Варфоломей много говорил о своем "первенстве". Оно основывается на 28-м правиле IV Вселенского Халкидонского собора и усваивает патриарху Константинополя второй по чести статус после римской кафедры в силу того, что Константинополь - имперский город царя и правительства. "Сейчас же имперской столицы Константинополя уже нет. С чего же вдруг фанариоты сейчас решили распоряжаться судьбой православного мира, где сейчас есть 15 полноправных поместных православных церквей?" - задается вопросом эксперт.

Были ли подобные конфликты в истории?

В 20-х годах прошлого века Константинополь активно поддерживал обновленческую "Живую церковь", которая была создана при участии большевистского правительства и пыталась устранить законно избранного патриарха Тихона. Затем последовало дарование автокефалии Польской церкви и установление Константинополем своей юрисдикции в Прибалтике и Финляндии - по сценарию, который нынешний Вселенский патриарх Варфоломей пытается реализовать на Украине.

В 1993 году при поддержке властей страны Константинопольский патриархат предоставил раскольничьей Эстонской апостольской православной церкви (ЭАПЦ) права автономной юрисдикции в своем составе. При этом епархии ЭАПЦ сейчас насчитывают около 7 тыс. верующих, тогда как Эстонская православная церковь Московского патриархата - около 100 тыс. Теперь в Эстонии существуют две параллельные канонические юрисдикции, между которыми нет общения.

"Сейчас же на Украине идеально сошлись интересы трех сторон. Во-первых - режима Порошенко, для которого это возможность повысить рейтинг или даже создать такую "горячую" ситуацию в стране, когда можно будет перенести выборы. С другой стороны - интересы наших "западных партнеров", которые таким образом наносят еще один удар по России, и решение прикладной задачи - разрыв духовной связи с Украиной, уничтожение последней "духовной скрепы". Наконец, интересы Фанара, который весь XX век и начало XXI века строит подобие восточного папства внутри православного мира и пытается трансформировать первенство чести патриарха Константинопольского в первенство власти", - отмечает Владислав Петрушко.

Что значит для Украины "автокефалия"?

Для простых верующих на Украине уже 25 лет само слово "автокефалия" ассоциируется с расколом, ведь все это время о ней говорили так называемый Киевский патриархат и националисты. Будет ли создана новая автокефальная церковь или это будет вариант Константинопольской юрисдикции с неопределенным обещанием предоставить автокефалию - пока неясно.

"Государственная власть может начать загонять верующих канонической церкви в новую юрисдикцию. Но если уж покусятся на крупнейшие святыни, например Киево-Печерскую лавру, то тут народ уже может более радикально выразить свое неприятие, - уверен Петрушко. - Противостояние на религиозной почве может вылиться против действующего президента Украины, который, наверное, не вполне осознает масштаб возможных последствий своих действий по созданию независимой Церкви".

И.Н Сейчас происходят странные события в Православной церкви. Патриарх Варфоломей объявил разделение внутри церкви, а Московский патриархат делает странные шаги, которые ведут к разрастанию конфликта.

При этом в делах Православной церкви большое участие принимает и Римский папа. Верующие, скорее всего, мало что понимают в этих событиях, и поэтому не могут проявить себя и свою волю в них. Но по некоторым высказываниям Варфоломея становится ясно, что украинских и русских верующих толкают на кровавые разборки из-за имущества церквей. Получается, что теперь церковь через церковь решили развязывать войну между Россией и Украиной? Что происходит, и что на самом деле стоит за происходящим расколом в церквях?

ММ Раскол церквей - бутафорская маскировка для экуменизации Православной церкви в русле Нового Мирового Порядка. Раскол - инсценировка, которая давно уже оговорена внутри Римской католической верхушки во главе с Римским папой, как детонатор для полного развала и так мало устойчивой Православной церкви, возглавляемой отцом Кириллом.

Надо знать, что сегодняшняя православная церковь на своей основе является давно уже экуменистической, поскольку в ней проповедуется учение лже апостола Павла, привнесшего в учение Христа в своё время чудовищное искажение. А именно: в роли Отца Христа вместо Абсолютного Света появился Иегова, которого Христос Спаситель обличил, как «дьявола, человекоубийцы и отца лжи…».

Подмена Бога Отца - Абсолютного Света, на дьяволо сущность, осталась в веках внутри вновь образованной религии под названием Христианство. Католичество, Православие и множество сект на основе Христианства возникали всегда именно по причине такой подмены. Кровавые войны и силовая сторона религиозной идеологии, обеспечивающая захватнические колониальные войны, так же всегда были основаны на этой подмене. Дьяволо Мир - система Тьмы, набрал обороты и захватил абсолютно все стороны жизни землян в странах, находящихся под влиянием извращенной библейской концепции.

Поэтому нет ничего удивительного, что в конце времен системы Тьмы появилась тенденция к созревшему объединению уже осознанному патриархами всех религиозных направлений, которые возникли внутри иудаизма, включая и ислам, точно так же расколотый изнутри подменой главного Божества и Его Учения.

То, что называют в настоящее время расколом, не является таковым. Церковные иерархи в сговоре, и ведут переговоры вне поля ведения паствы. И что характерно, прекрасно находят общий язык. Разговор идёт вовсе не в разделе имущества церквей, а о том, как бы ловчее и незаметнее привести свою и так уже многажды обманутую паству в полное подчинение дьяволо сущности Нового Мирового Порядка. Экуменистические идеи завоевали Ватикан и Константинополь, а так же вполне приемлемы уже и для РПЦ, вкупе с Украинской церковью. Желание настроить верующую общественность на соглашательскую политику в этом вопросе не остановит и перед кровавыми событиями в спектакле внутри церковных разборок, которые вовсе не имеют отношения к той изнаночной стороне предательства священного синода по отношению к своим прихожанам, заключённому в том, что их души станут добычей дьяволо сущностей космического Дна окончательно и бесповоротно в тот момент, когда люди возьмутся за оружие, чтобы защищать ИМУЩЕСТВО церквей, которое они насобирали из скудных возможностей верующих стариков и развратных магнатов, замаливающих своих грехи.

Торговля вином, сигаретами и иконами, поставленная на потоки, давно уже не отличает церковь от обычного предприятия с ограниченной ответственностью. Но, при этом, не подлежит налогам и вмешательству финансовых органов.

В современной церкви давно уже нет той сакральной сути Учения Христа Спасителя, а потому она должна подвергнуться полному распаду и разрушению всех былых устоев, как и вся остальная инфраструктура системы Тьмы. Люди, верующие в Христа и знающие Его истинное Учение, которое выражено всего лишь в одной единственной фразе: «БОГ ЕСТЬ СВЕТ, И НЕТ В НЁМ НИКАКОЙ ТЬМЫ», могут отправлять свою Веру, минуя церковные ловушки, напрямую к имени Христа Спасителя, а через Него - к Богу Отцу - Абсолютному Свету Безпредельности! И этим у их Души спасутся от гибельной вакханалии церковных разборок.

Если уж и говорит о Церковном расколе, то есть необходимость принять простую истину, которая заключается в осознанном выборе между дьяволо сущностью, которую Церковь выставляет в качестве отца Христа, и Богом Отцом, которого Иисус Христос навал сам своим Отцом - БОГ ЕСТЬ СВЕТ, И НЕТ В НЁМ НИКАКОЙ ТЬМЫ!

Раскольники в таком случае будут поистине максимально честны сами перед собой и перед судьбой своих Душ. И их не тронет дьявольская свистопляска вокруг имущества церквей и имен священников - предателей, которые ведут их Души на заклание к дьяволо сущности.

Раскол между направлением во Тьму Внешнюю и к Свету Безпредельности - вот какой раскол поистине должен произойти в сегодняшних религиозных течениях. А имущество и состав дьяволо служителей никого уже не должен интересовать.

«Бог есть Свет, и нет в Нём никакой Тьмы!» Именно этот символ не только Веры, но реального Знания, является ключевым внутри Державы Света, являясь полной картиной всех сторон жизни внутри Новой Формации. Не Церковь, а само устройство всей жизни внутри Державы Света и, благодаря Высшим Конам Света, лежащим в основе Новой КОНституции, является условие соблюдения вероучения Христа Спасителя. Всё от начала жизни, включая полный состав человеческих потребностей физического тела, эмоционального настроя и ментальной направленности, а так же духовного устремления, станут воплощаться в реальную жизнь посредством самого устройства Державы Света.

Государство - Храм Света, Царство Божье на Земле - вот что такое Держава Света, а посему не стоит обращать внимание на разрушительные процессы внутри прогнившего религиозного вместилища дьяволо подмены. Пусть рушится. Самим верующим от Света надо отойти в сторонку и понаблюдать, как будет пузыриться и лопаться ложный внешний облик «святых» отцов, обнажая дьявольские признаки упырей и духовных мертвецов.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Hveprv - Магический портал