Hveprv - Магический портал

Буддизм как мировая религия - одна из самых древнейших, и не напрасно существует мнение о том, что без понимания ее основ невозможно ощутить все богатство культуры Востока. Под ее влиянием формировались многие исторические события и основные ценности народов Китая, Индии, Монголии и Тибета. В современном мире буддизм под влиянием глобализации обрел в качестве последователей даже немногих европейцев, распространившись далеко за пределы местности, где он возник.

Возникновение буддизма

Впервые о буддизме узнали в примерно в 6 веке до н.э. В переводе с санскрита он означает «учение просветленного», что действительно отражает его организацию.

Однажды в семье раджи родился мальчик, который, согласно легенде, сразу встал на ноги и обозначил себя существом, которое превосходит всех богов и людей. Это был Сиддхартха Гаутама, который впоследствии претерпел значительную трансформацию и стал основателем одной из самых масштабных мировых религий, существующих до сих пор. Биография этого человека и является историей возникновения буддизма.

Родители Гаутамы однажды пригласили провидца, чтобы он благословил новорожденного на счастливую жизнь. Асит (так звали отшельника) увидел на теле мальчика 32 отметины великого человека. Он сказал, что этот ребенок станет либо величайшим царем, либо святым. Когда его отец услышал это, то решил ограждать своего сына от различных религиозных течений и любых знаний о страданиях людей. Однако, проживая в 3 дворцах с богатым убранством, Сиддхартха в 29 лет почувствовал, что роскошь - не цель жизни. И пустился в странствие за пределы замков, держа это в секрете.

За стенами дворцов он увидел 4 зрелища, которые изменили его жизнь: отшельника, нищего, труп и больного человека. Так будущий узнал о страдании. После этого личность Сиддхартхи претерпела множество метаморфоз: он ударялся в разные религиозные течения, искал путь к самопознанию, учился сосредоточению и аскезе, но это не привело к ожидаемым результатам, и те, с кем он путешествовал, покинули его. После этого Сиддхартха остановился в роще под фикусом и решил не уходить отсюда, пока не найдет Истину. Через 49 дней он обрел знание Истины, достигнув состояния нирваны, и узнал причину человеческих страданий. С этих пор Гаутама стал Буддой, что в переводе с санскрита означает «просветленный».

Буддизм: философия

Эта религия несет в себе идею непричинения зла, что делает ее одной из самых гуманных. Она учит последователей самоограничению и достижению состояния медитации, которые в конечном итоге приводят к нирване и прекращению страданий. Буддизм как мировая религия отличается от остальных тем, что Будда не считал основой этого учения божественное начало. Он предлагал единственный путь - через созерцание собственного духа. Его целью является избегание страдания, что достигается с помощью следования 4 благородным истинам.

Буддизм как мировая религия и ее 4 главные истины

  • Истина о страдании. Здесь происходит утверждение о том, что все есть страдание, все ключевые моменты существования индивида сопровождаются этим чувством: рождение, болезнь и смерть. Религия тесно переплетена с этим понятием, практически связывая все бытие с ним.
  • Истина о причине страдания. Под этим понимается то, что любое желание является причиной страдания. В философском понимании - к жизни: она конечна, и это порождает страдание.
  • Истина о прекращении страдания. Состояние нирваны является признаком прекращения страдания. Здесь человек должен испытать угасание своих влечений, привязанностей и достичь полного безразличия. Сам Будда никогда не отвечал на вопрос, что это такое, подобно брахманским текстам, в которых утверждалось, что об Абсолюте можно говорить только в отрицательных терминах, поскольку его нельзя оформить в слова и мысленно постичь.
  • Истина о пути. Здесь речь идет о который приводит к нирване. Буддист должен преодолеть три этапа, которые имеют несколько ступеней: этап мудрости, нравственности и сосредоточения.

Таким образом, буддизм как мировая религия значительно отличается от других и предлагает своим последователям придерживаться лишь общих направлений без конкретных указаний и законов. Это поспособствовало возникновению разных направлений в буддизме, что позволяет каждому выбрать самый близкий путь к своей душе.

Буддизм – первая по времени зарождения мировая религия. Остальные мировые религии возникли намного позже: христианство - примерно на пятьсот лет, ислам – более чем на тысячу. Буддизм считают мировой религией по тому же праву, что и две вышеназванные: буддизм - религия очень несхожих друг с другом народов с разными культурными особенностями и традициями, распространившаяся по всему земному шару и шагнувшая далеко за этно-конфессиональные и этно-государственные границы. Буддийский мир простирается от Цейлона (Шри-Ланки) до Бурятии и Тувы, от Японии до Калмыкии, постепенно распространяясь также в Америке и в Европе. Буддизм - религия сотен миллионов жителей Юго-Восточной Азии, связанной тесными узами с родиной буддизма – Индией, и Дальнего Востока, культура которого взросла на традициях китайской цивилизации; цитаделью буддизма на протяжении тысячелетия является Тибет, куда, благодаря буддизму, пришла индийская культура, появилась письменность, литературный язык и сложились основы цивилизации.

Буддийской философией восхищались известные европейские мыслители - А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и М. Хайдеггер. Без понимания буддизма нет никакой возможности постичь великие цивилизации Востока - индийскую и китайскую, и тем более - тибетскую и монгольскую - пронизанные буддийским духом до последнего камня. В русле буддийской традиции появились утонченные философские системы, способные расширить и обогатить современную западную философию, остановившуюся на перепутье новоевропейской классики и постмодерна.

История возникновения

Буддизм возник на индийском субконтиненте (на землях исторической Индии в наше время расположено несколько стран - Республика Индия, Пакистан, Непал и Бангладеш, а также остров Ланка) в середине первого тысячелетия до н.э. Это было время зарождения рациональной философии и этически направленных религий, ориентированных на освобождение и спасение человеческого существа от страданий.

«Родина» буддизма - северо восточная Индия (в наши дни там расположен штат Бихар). В то время там находились древние государства Магадха, Вайшали и Кошала, где учил Будда и где буддизм с самого начала широко распространился.

Историки полагают, что здесь положение ведической религии и связанной с ней сословной системы, гарантирующей особое, привилегированное положение сословия брахманов (жрецов), было намного слабее, чем в других областях страны. Кроме того, именно здесь полным ходом шел процесс создания новых государственных образований, предполагавшей выдвижение на первые позиции второго «благородного» сословия - кшатриев (воинов и царей). Кроме того, ортодоксальная ведическая религия, сутью которой были жертвоприношения и ритуалы, пребывала в серьезном кризисе, проявившемся в рождении новых аскетических движений так называемых шраманов (на языке пали - саманов) - подвижников, аскетов, бродячих философов, отвергавших безусловный авторитет священных Вед и брахманов, и жаждавших самостоятельно обрести истину через занятия йогой (психопрактикой трансформации сознания) и философией.Все эти условия создали благодатную почву для появления нового учения.

Шраманы и шраманские течения оказали огромное влияние на становление индийской культуры и философии. Именно благодаря им родилась школа свободного философского диспута, а философия обогатилась традицией логико-дискурсивного обоснования и вывода тех или иных теоретических положений. В то время как Упанишады лишь провозглашали некие метафизические аксиомы, шраманы начали философские истины обосновывать и доказывать. Именно в спорах между многочисленными шраманскими группами возникла индийская философия. Можно сказать, что если Упанишады - это философия по предмету, то дискуссии шраманов - это философия и по форме. Одним из саманов был и исторический основатель буддизма - Будда Шакьямуни .Так что его можно считать не только мудрецом и основателем религии, взрастившим мудрость практикой созерцания, но и одним из первых индийских философов, дискутировавших с прочими саманами по утвержденным в их среде правилам.

Основатель буддизма - Будда Шакьямуни

Основателем буддизма является Будда Шакьямуни , живший и проповедовавший в Индии примерно в V-IV в. до н.э.

Нет никакой возможности воссоздать научную биографию Будды, так как материала для настоящей реконструкции у науки не хватает. Так что здесь представлена не биография, а традиционное жизнеописание Будды, составленное на основе нескольких буддийских житийных текстов (таких как «Лалитавистара» и «Жизнь Будды»).

В течение многих и многих жизней будущий Будда совершал невероятные деяния сочувствия и любви, шаг за шагом накапливая заслуги и мудрость, дабы выйти из колеса мучительного чередования смертей и рождений. И вот настало время его последнего воплощения. Бодхисаттва находился на небесах Тушита и взирал на мир людей в поисках подходящего места для своего последнего перерождения (он достиг столь высокого уровня развития, что мог выбирать). Его взгляд упал на маленькую страну в северо-восточной Индии, принадлежащую народу шакьев (земли современного Непала), которой правил мудрый Шуддходана из старинного царского рода. И Бодхисаттва, который мог явиться в мире, не входя в материнское чрево, избрал для своего рождения царскую семью, чтобы люди, испытывая глубокое почтение к древнему и славному роду царей шакьев, с большим доверием восприняли учение Будды, видя в нем потомка уважаемой семьи.

В ту ночь царице Махамайе, жене царя Шуддходаны, приснилось, будто в ее бок вошел белый слон с шестью бивнями, и она поняла, что стала матерью великого человека. (Буддизм утверждает, что зачатие Будды произошло естественным путем, а сон о белом слоне - лишь знак появления выдающегося существа).

Согласно обычаю, незадолго до родов царица со свитой отправилась в родительский дом. Когда процесия проходила через рощу саловых деревьев под названием Лумбини , у царицы начались родовые схватки, она ухватилась за ветку дерева и родила сына, который покинул ее утробу через бедро. Младенец тут же встал на ноги и сделал семь шагов, провозгласив себя существом, которое превосходит и богов, и людей.

Увы, чудесные роды стали роковыми, и в скором времени Махамайя умерла. (Сын не забыл о матери: уже после Пробуждения он перенесся на небеса Тушита, где получила рождение Махамайя, поведал ей, что стал Буддой, победителем всех страданий, и передал ей Абхидхарму - буддийское философское учение). Будущего Будду привезли во дворец отца, находившийся в городе Капилавасту (рядом с г. Катманду, современной столицей Непала).

Царь позвал астролога Ашиту, чтобы тот предсказал судьбу ребенка, и тот обнаружил на его теле тридцать два признака великого существа (особую выпуклость на темени - ушнишу, знак колеса между бровями, на ладонях и стопах, перепонки между пальцами и прочие). На основании этих знаков Ашита объявил, что мальчик станет или властителем мира (чакравартином), или святым, познавшим окончательную истину, - Буддой. Ребенка назвали Сиддхартхой Гаутамой. Гаутама - родовое имя; «Сиддхартха» означает «Полностью Достигший Цели».

Царь, разумеется, желал, чтобы сын стал великим правителем, поэтому он решил так устроить жизнь принца, чтобы ничто не наводило его на раздумья о смысле существования. Мальчик рос в неге и роскоши в великолепном дворце, защищенном от внешнего мира. Сиддхартха рос, неизменно обгоняя друзей в науках и спорте. Однако склонность к размышлениям проявилась уже в детстве, и как-то раз, сидя под кустом роз, он внезапно вошел в состояние йогического транса (самадхи) такой интенсивности, что его сила даже остановила одно из божеств, пролетавших мимо. Принц обладал кротким нравом, что даже вызвало недовольство его невесты - принцессы Яшодхары, считавшей, что подобная мягкость не совместима с призванием воина-кшатрия. И лишь после того как Сиддхартха показал ей свое воинское искусство, девушка согласилась выйти за него; у четы родился сын Рахула. Все говорило о том, что план царя отца осуществится. Однако когда царевичу исполнилось двадцать девять лет, случилось так, что он отправился на охоту, изменившую всю его жизнь.

На охоте принца в первый раз столкнулся с проявлением страдания, и это потрясло его до глубины сердца. Он увидел вспаханное поле и птиц, клевавших червей, и поразился, почему одни существа могут жить только за счет других. Царевич встретил похоронную процессию и осознал, что и он, и все люди смертны, и ни титулы, ни сокровища не защитят от смерти. Сиддхартха натолкнулся на прокаженного и понял, что болезни поджидают каждое существо. Нищий, просящий подаяние, показал ему призрачность и мимолетность знатности и богатства. Наконец, царевич оказался перед мудрецом, погруженным в созерцание. Глядя на него, Сиддхартха осознал, что путь самопознания и самоуглубления - единственный способ постичь причины страданий и найти способ преодолеть их. Говорят, что сами боги, тоже запертые в колесе сансары и жаждущие спасения, устроили эти встречи, чтобы вдохновить принца вступить на путь освобождения.

После этого дня царевич не мог больше спокойно жить во дворце, наслаждаясь роскошью. И Однажды ночью он покинул дворец на своем коне Кантаке, в сопровождении одного слуги. На окраине леса он расстался со слугой, отдав ему коня и меч, которым напоследок отсек в знак отказа от жизни в миру свои прекрасные волосы «цвета меда». Затем он вошел в лес. Так начался период обучения, аскезы и поисков истины.

Будущий Будда путешествовал с разными шраманскими группами, быстро постигая все, чему учили их предводители. Наиболее известными его учителями были Арада Калама и Удрака Рамапутра. Они следовали учению, близкому санкхье, а также учили йогическим практикам, в том числе дыхательной гимнастике, требовавшей продолжительной задержки дыхания, которая сопровождалась очень неприятными ощущениями. Последователи санкхьи считают, что мир - это результат ложного отождествления духа (пуруша) с материей (пракрити). Освобождение (кайвалья) и избавление от страданий достигается благодаря полному отчуждению духа от материи. Сиддхартха быстро достиг всего, чему учили наставники, и те даже предложили впоследствии занять их место. Однако Сиддхартха отказался: он не нашел того, что он искал, и полученные ответы не удовлетворили его.

Надо отметить, что париварджики - шраманские философы - пропагандировали самые разные доктрины. В палийских буддийских текстах упоминаются некоторые из них: Макхали Госала (глава известной школы адживиков) провозглашал строгий детерминизм и фатализм как основу всего сущего; Пурана Кассапа учил о бесполезности действий; Пакуддха Каччаяна - о вечности семи субстанций; Аджита Кесакамбала следовал учению, напоминающему материализм; Нигантха Натапутта исповедовал скептические взгляды, а Санджая Белаттхипутта придерживался полного агностицизма.

Сиддхартха всех внимательно слушал, но ничьим последователем не стал. Он предался умерщвлению плоти и суровой аскезе. Он дошел до такого истощения, что, коснувшись живота, касался пальцем позвоночника. Однако аскеза не сделала его Просветленным, и истина по-прежнему была так же далеко, как и во время жизни во дворце.

Тогда бывший принц отказался от крайности аскетизма и принял скромную питательную пищу (молочную рисовую кашу) из рук жившей рядом девушки. Пятеро аскетов, практиковавших вместе с ним, посчитали его отступником и ушли, оставив в одиночестве. Сиддхартха сел в позу созерцания под баньяновое дерево (ficus religiosa), позже получившее наименование «Древа Пробуждения» (бодхи), и поклялся, что не двинется с места, пока не достигнет цели и не постигнет истину. Затем он погрузился в состояние глубокого сосредоточения.

Видя, что Сиддхартха близок к победе над миром рождений и смертей, демон Мара напал на него вместе с полчищами других демонов, а потерпев поражение, попытался соблазнить его своими прекрасными дочерьми. Сиддхартха остался недвижим, и Маре пришлось отступить. Тем временем Сиддхартха все больше погружался в созерцание, и ему открылись Четыре Благородные Истины о страдании, причинах страдания, освобождении от страдания и пути, ведущем к избавлению от страданий. Затем он постиг всеобщий принцип причинно-зависимого происхождения. Наконец, на четвертом уровне сосредоточения, перед ним засиял свет нирваны, Великого Освобождения. В этот момент Сиддхартха погрузился в состояние самадхи Океанического Отражения, и его сознание уподобилось безграничной поверхности океана в состоянии полного спокойствия, когда зеркальная гладь недвижных вод отражает в себе все явления. В этот миг Сиддхартха исчез, и появился Будда (Buddha) - Просветленный, Пробужденный. Теперь он не был наследником престола и принцем, не был он больше и человеком, так как люди рождаются и умирают, а Будда находится за пределами жизни и смерти.

Вся вселенная возрадовалась, боги осыпали Победителя прекрасными цветами, по миру разлилось восхитительное благоухание, и земля сотряслась от появления Будды. Сам он в течение семи дней оставался в состоянии самадхи, вкушая блаженство освобождения. Когда на восьмой день он вышел из транса, к нему вновь подступил Мара-искуситель. Он посоветовал Будде остаться под Древом Бодхи и наслаждаться блаженством, не рассказывая об истине другим существам. Однако Благословенный тотчас же отверг это искушение и отправился в один из духовных и образовательных центров Индии - Бенарес (Варанаси), находившийся рядом с Ваджрасаной (Ваджрасана (санскр.) - Поза Алмазной Несокрушимости, эпитет места Пробуждения; теперь Бодхгая , штат Бихар). Там он направился в Олений Парк (Сарнатх), где и дал первые поучения о Повороте Колеса Дхармы (Учения). Первыми учениками Будды были те самые аскеты, когда-то с презрением покинувшие отказавшегося от умерщвления плоти Гаутаму. Они и теперь не желали слушать Будду, но их так потряс его новый облик, что они решили все же выслушать его. Поучения Татхагаты были столь убедительными, что они уверовали в истинность его слов, и стали первыми буддийскими монахами, первыми членами буддийской монашеской общины (сангхи).

Помимо аскетов, словам Будды внимали две газели, изображения которых можно увидеть по обе стороны от восьмирадиусного Колеса Учения (дхармачакра).Восемь спиц олицетворяют восемь этапов Благородного Пути. Это изображение стало символом Учения, и его можно увидеть на крышах многих буддийских храмов.

Сиддхартха ушел из дворца в двадцать девять лет и достиг Просветления в тридцать пять. Затем он в течение сорока пяти лет учил в разных странах северо-восточной Индии. Состоятельный купец Анатхапиндада подарил монашеской общине рощу неподалеку от Шравасти, столицы государства Кошала. Приходя в Кошалу, Победитель и его последователи часто останавливались в этом месте. Сангха быстро увеличивалась, и, как сказано в сутрах, выросла до 12 500 человек. Из первых монахов определились самые выдающиеся ученики Будды: Ананда , Махамаудгальяяна , Махакашьяпа («Знаменосец Дхармы»), Субхути и другие. Была создана и община для женщин, так что кроме бхикшу - монахов появились и бхикшуни - монахини. О своей семье Будда тоже не забыл. Он посетил государство шакьев и был с восторгом принят отцом, женой, царевной Яшодхарой, и народом. Послушав учение Будды, его сын Рахула и Яшодхара приняли монашество. Отец Будды, Шуддходана, остался без наследников, и взял с Будды клятву, что он никогда больше не примет в общину единственного сына в семье без родительского согласия. Будда обещал, и с той поры этот обычай свято блюдут в буддийских странах, особенно на Дальнем Востоке.

Однако не все складывалось хорошо. Двоюродный брат Будды, Дэвадатта , стал завидовать его славе. Он и раньше завидовал принцу, а после его ухода даже попытался соблазнить Яшодхару. Поначалу Дэвадатта пытался убить Будду: напускал на него опьяненного слона (который, однако, встал на колени перед Просветленным), ронял на него тяжелый камень. Поскольку эти попытки не увенчались успехом, Дэвадатта притворился учеником Будды и стал монахом, стремясь рассорить членов сангхи между собой (он обвинял Победителя в недостаточно строгом аскетизме, протестовал против создания общины монахинь и всячески мешал любым начинаниям своего брата). Наконец его с позором изгнали из общины. Джатаки (дидактические истории о прошлых жизнях будущего Будды) полны рассказов о том, как Дэвадатта враждовал с Бодхисаттвой еще в их предыдущих жизнях.

Время шло, Будда старился, и приближался день его ухода в окончательную нирвану. Это произошло в месте под названием Кушинагара, на берегу реки Найранджани, неподалеку от Бенареса. Попрощавшись с учениками и дав им последнее наставление - «быть самим себе путеводным светом», надеяться только на собственные силы и усердно трудиться ради Освобождения, Будда принял позу льва (лег на правый бок, головой к югу и лицом к востоку, поместив правую руку под голову) и вошел в созерцание. Сначала он поднялся на четвертый уровень сосредоточения, затем восьмой, потом вернулся к четвертому, и из него вступил в великую и вечную нирвану. Его последняя жизнь закончилась, новых рождений и новых смертей больше не будет. Круг кармы разорвался, и жизнь покинула тело. С этого момента Просветленного больше не существовало в мире, а мира не существовало для него. Он вошел в состояние, лишенное страданий и наполненное высшим блаженством, которое невозможно ни описать, ни представить.

Следуя обычаю, ученики Будды кремировали тело Учителя. После церемонии они нашли в пепле шарира - особые образования в виде шариков, остающиеся после сожжения тел святых. Шарира считаются важнейшими буддийскими реликвиями. Правители соседних государств попросили дать им часть праха Пробужденного; позже эти частицы праха и шарира поместили в особые хранилища - ступы , культовые сооружения конусовидной формы. Они явились предшественниками тибетских чортенов (монгольских субурганов) и китайских пагод . Когда реликвии закончились, в ступы стали помещать тексты сутр, которые почитали как истинные слова Будды. Поскольку суть Будды - это его Учение, Дхарма, то сутры представляли собой Дхарму как его духовное тело. Эта замена (физическое тело - духовное тело; «реликвии» – тексты; Будда - Дхарма) оказалась очень важной для последующей истории буддизма, послужив истоком чрезвычайно важного учения буддизма Махаяны о Дхармакйе - Дхармовом Теле Будды. Будда прожил достаточно долгую жизнь: в 35 он достиг Просветления, и в его распоряжении было еще 45 лет, чтобы донести свое Слово до учеников и последователей. Дхарма (Учение) Будды весьма обширна и содержит 84000 поучений, предназначенных для людей разных типов, с разными способностями и возможностями. Благодаря этому практиковать буддизм может каждый, независимо от возраста и социального окружения. Буддизм никогда не знал единой организации, и также не существует какого-то «эталонного», «правильного» буддизма. В каждой стране, куда приходила Дхарма, буддизм обретал новые особенности и аспекты, гибко приспосабливаясь к менталитету и культурным традициям места.

Распространение

Формирование канона

По преданию, после нирваны Будды все ученики Будды собрались, и трое из них – Ананда , Махамаудгальяяна и Махакашьяпа по памяти воспроизвели все учения Будды - «дисциплинарный устав» сангхи (Виная), поучения и проповеди Будды (Сутры) и его философское учение (Абхидхарма). Так сложился буддийский Канон - Трипитака (на пали - Типитака), «Три Корзины» Учения (в Древней Индии писали на листьях пальмы, которые переносили в корзинах). В реальности же палийская Типитака - первый из ныне известных вариантов Канона - складывался в течение нескольких столетий и был впервые записан на Ланке около 80 г. до н.э., по прошествии более чем трехсот лет после нирваны Будды. Так что целиком уравнивать палийский Канон с ранним буддизмом, и тем паче с учением самого Просветленного, весьма легковерно и ненаучно.

Первые буддийские тексты дошли до нас на языке пали - одном из языков, переходных от санскрита, древнего языка Вед, к современным индийским языкам. Предполагают, что пали отражал фонетические и грамматические нормы диалекта, на котором говорили в Магадхе. Однако вся более поздняя индийская буддийская литература, как Махаяны , так и Хинаяны , написана на санскрите. Утверждают, что сам Будда возражал против перевода своих поучений на санскрит, и призывал людей изучать Дхарму на родном языке. Однако буддистам пришлось вернуться к санскриту по двум причинам. Во первых, многочисленные новоиндийские языки (бенгали, хинди, тамили, урду, телугу и множество других) появлялись и развивались с огромной скоростью, так что перевести Трипитаку на все было невозможно. Намного проще было использовать санскрит - единый язык индийской культуры, который знали все образованные люди Индии. Во вторых, постепенно буддизм «брахманизировался»: интеллектуальные «сливки» сангхи были выходцами из брахманской касты, а они и создали всю буддийскую философскую литературу. Санскрит же был языком, который брахманы впитывали практически с молоком матери (по сию пору в Индии есть брахманские семейства, где санскрит считают родным языком), так что обращение к санскриту было вполне естественным.

Однако Трипитака на санскрите, к сожалению, не сохранилась: во время мусульманского завоевания Бенгалии (последнего оплота буддизма в Индии) и Палов в Магадхе (Бихар) в XIII в. буддийские монастыри были сожжены, погибло множество библиотек и хранившихся там санскритских буддийских текстов. Современные ученые располагают весьма ограниченным набором санскритских буддийских текстов (от некоторых остались только фрагменты). (Правда, иногда находят буддийские тексты на санскрите, ранее считавшиеся окончательно утерянными. Например, в 1937 г. Н. Санкритьяяна обнаружил в небольшом тибетском монастыре Нгор оригинальный текст фундаментального философского текста «Абхидхармакоша» Васубандху . Будем надеяться на новые открытия).

Сейчас нам доступны три варианта Трипитаки: палийская Типитака, признаваемая последователями Тхеравады , живущими на Ланке, в Бирме, Таиланде, Камбодже и Лаосе, а также два варианта Трипитаки Махаяны - на китайском (перевод текстов и формирование Канона было завершено в VII в.) и тибетском (формирование Канона завершилось в XII–XIII в.) языках. Китайская версия авторитетна для буддистов Китая, Японии, Кореи и Вьетнама, а тибетская - для жителей Тибета, Монголии и российских буддистов Калмыкии, Бурятии и Тувы. Китайская и тибетская Трипитаки во многом совпадают, а отчасти и дополняют друг друга: например, в китайский Канон включено гораздо меньше произведений тантрической литературы и поздних логико эпистемологических философских трактатов, чем в тибетский. В китайской же Трипитаке можно найти более ранние махаянских сутр Махаяны, чем в тибетской. И, разумеется, в китайской Трипитаке почти отсутствуют труды тибетских авторов, а в тибетском Кангъюре/Тенгьюре – китайских.

Таким образом, к 80 г. до н.э. (год письменной фиксации Типитаки) завершился первый, «доканонический» этап развития буддизма и окончательно оформился палийский тхеравадинский Канон; примерно в это же время появляются и первые сутры Махаяны .

Школы и направления буддизма

Буддизм никогда не являлся единой религией, и буддийская традиция утверждает, что после паринирваны Будды он начал делиться на различные школы и течения. В течение последующих 300-400 лет в рамках буддизма появилось около 20 школ (обычно говорят о 18), представлявших две основных группы - стхавиравадинов (палийский вариант тхеравадинов) и махасангхиков; на рубеже нашей эры они инициировали появление главных школ буддизма, существующих и по сей день: Хинаяны (Тхеравады) и Махаяны . Некоторые из восемнадцати школ отличались друг от друга несущественно, например, пониманием вопросов дисциплинарного кодекса монахов (Винайи), а между некоторыми расхождения были весьма значительными.

Цель буддизма

Буддизм - древнейшее учение о природе ума, освобождении от страданий о достижении вневременного счастья. Цель буддизма - достижение Просветления , состояния не обусловленного счастья, лежащего за пределами всех концепций и явлений.

Основы буддизма

Буддизм часто называют «религией опыта», желая показать, что основой Пути здесь является личная практика и проверка всех учений на истинность. Будда призывал своих учеников не верить никому на слово (даже ему), и, прежде чем принять чьи-то советы, тщательно выяснять, соответствуют ли они действительности. Покидая этот мир, Будда сказал: «Я поведал вам все, что знал. Будьте сами себе путеводным светом», указывая людям на их изначальную мудрость и просветленную природу, которые являются для нас лучшими учителями.

Есть несколько основных постулатов Учения, которые являются общими для всех буддистов, независимо от школы, направления и страны.

  1. Прибежище в Трех драгоценностях (санкср. медитация , так и попытки следовать Учению в потоке повседневной жизни).

    Изучать Дхарму лучше всего под руководством опытного наставника, потому что объем поучений невероятно обширен, и разобраться, с чего начать и какие тексты выбрать, довольно сложно. И даже если мы справимся с этой задачей, нам все равно понадобятся комментарии и пояснения знающего человека. Однако самостоятельная работа тоже необходима.

    Благодаря размышлению над полученной информацией мы приобретаем понимание и можем проверить, соответствует ли она формальной логике. Анализируя, следует спрашивать себя, какова польза от этих поучений и можно ли следовать им в практической жизни, соответствуют ли они цели, которой мы хотим достичь.

    Практика – медитация и применение полученных знаний в «поле», то есть в жизни - помогает перевести интеллектуальное понимание в сферу опыта.

    Следуя этому пути, можно быстро устранить все омрачения и раскрыть свою истинную природу.

    Примечания

    • Буддизм с самого начала опирался именно на светскую, царскую власть, и, по сути, был оппозиционным брахманизму учением. Позднее именно буддизм способствовал появлению в Индии новых сильных государств, таких как империя Ашоки .
    • Буддийские ступы – одни из самых ранних памятников индийской архитектуры (вообще говоря, все ранние архитектурные памятники Индии - буддийские). Ступа в Санчи, обнесенная стеной, сохранилась до наших дней. В текстах утверждается, что таких ступ было сто восемь.
    • Происхождение термина «махасангхики» точно не установлено. Некоторые буддологи полагают, что оно связано с намерением махасангхиков расширить монашескую общину - сангху, допустив в нее мирян («маха» означает «великий», «сангха» - «община»). Другие считают, что последователи этого направления представляли большую часть сангхи, были «большевиками», чем и обусловлено название.

Наиболее древней из всех существующих мировых религий является буддизм. Основные религии являются частью мировоззрения многих народов, проживающих на территории от Японии до Индии.

Основы буддизма были заложены Сиддхартхой Гаутамой, который вошел в мировую историю под именем Будды. Он был сыном и наследником царя племени шакья и с детства был окружен роскошью и всевозможными благами. Согласно общепринятой версии, однажды Сиддхартха покинул территорию дворца и впервые столкнулся с жестокой реальностью в лице больного человека, старика и похоронной процессии. Для него это стало полнейшим открытием, ведь о существовании болезней, старости и смерти наследник даже не знал. Потрясенный увиденным, Сиддхартха бежит из дворца и, будучи уже 29-летним мужчиной, присоединяется к странствующим отшельникам.

За 6 лет странствий Сиддхартха познал многочисленные техники и состояния йоги, однако пришел к выводу, что достичь их посредством просветления невозможно. Он избрал путь размышлений и молитв, неподвижной медитации, которая и привела его к просветлению.

Изначально буддизм был протестом против ортодоксальных брахманов и их учения о священности существующей сословно-варновой системы общества. При этом многие положения буддизм почерпнул именно из вед, отказавшись от их обрядовости, закона кармы и некоторых других норм. Буддизм возник как очищение существующей религии, а в итоге вылился в религию, которая оказалась способной к постоянному самоочищению и обновлению.

Буддизм: основные идеи

В основе буддизма лежат четыре основные истины:

1.Духка (страдание).

2.Причина страдания.

3.Страдание может быть прекращено.

4.Существует путь, ведущий к прекращению страдания.

Таким образом, страдание - это главная идея, которую содержит буддизм. Основные положения этой религии говорят о том, что страдание может быть не только физическим, но и душевным. Уже рождение является страданием. И болезнь, и смерть, и даже неудовлетворенное стремление. Страдание - это постоянная составляющая человеческой жизни и скорее даже форма существования человека. Однако страдание противоестественно, а потому нужно избавляться от него.

Из этого следует еще одна идея буддизма: чтобы избавиться от страдания, необходимо постичь причины его появления. Буддизм, основные идеи которого - это стремление к просвещению и самопознанию - полагает, что причиной страдания является неведение. Именно неведение служит толчком для цепи событий, которые приводят к страданию. А неведение заключается в неверном представлении о собственном «я».

Одной из ключевых теорий буддизма является отрицание индивидуального «я». Эта теория гласит: невозможно понять, что представляет собой наша личность (т. е., «я»), потому что наши чувства, интеллект, интересы непостоянны. И наше «я» - это комплекс различных состояний, без которых души не существует. Будда не дает никакого ответа на вопрос о существовании души, что позволило представителям разных школ буддизма сделать совершенно противоположные выводы в этом отношении.

К познанию, а значит, освобождению от страдания (нирване), ведет так называемый «срединный путь». Суть «срединного пути» заключается в том, чтобы избегать любых крайностей, стать выше противоположностей, смотреть на проблему в целом. Таким образом человек достигает освобождения путем отказа от каких-либо мнений и склонностей, отказа от своего «я».

В итоге получается, что буддизм, основные идеи которого основаны на страдании, говорит о том, что вся жизнь - это и есть страдание, а значит, цепляться за жизнь и дорожить ею - это неправильно. Человек, который стремится продлить свою жизнь (т. е. страдание) - невежда. Для того чтобы избежать невежества, нужно уничтожить любое желание, а это возможно только путем уничтожения неведения, которое заключается в обособлении своего «я». Итак, мы приходим к тому, что суть буддизма - это отказ от своего «я».


Совершенный свободен от любой концепции, ибо он постиг что есть его тело, откуда оно берется и куда исчезает. Он постиг, смысл чувств, как возникают они и как исчезают. Он постиг самкхару (ментальные структуры), как они возникают и как уходят. Он постиг природу сознания, как оно возникает и как исчезает.

Буквально в этих словах и заключается весь смысл буддийского учения, по крайней мере в его первоначальном виде. Основатель и главный объект поклонения в буддизме – принц Гаутама Сиддхартха, который жил в 563 - 483 годах до нашей эры, что говорит о том, что религия эта — одна из древнейших в мире.


По легенде, в 35 лет Гаутама достиг просветления, после чего изменил свою жизнь и жизни многих людей, следовавших за ним. Можно с легкостью утверждать, что это происходит по сей день. Своими последователями он был назван «Буддой» (от санскритского «буддха» — просветлённый, пробуждённый). Проповедь его длилась 40 лет, умер Сиддхартха в 80-летнем возрасте, не оставив о себе ни одного письменного сочинения. До и после него были другие просветленные личности — Будды, которые внесли свой вклад в духовное развитие цивилизации. Последователи некоторых направлений буддизма считают учителями-Буддами также и проповедников других религий – Христа, Магомета и других.

Понятие Бога в буддизме

Некоторые отдельные секты почитают Будду как Бога, но остальные буддисты видят в нём своего основателя, наставника и просветителя. Буддисты верят, что достичь просветления можно только благодаря бесконечной энергии Вселенной. Таким образом, буддийский мир не признает бога-творца, всезнающего и всемогущего. Каждый человек – это и есть часть божества. У буддистов нет одного постоянного Бога, каждый просветлённый может достигнуть звания «Будда». Такое понимание Бога делает Буддизм отличным от большинства западных религий.

Суть практики буддизма

Буддисты стремятся к очищению замутнённых состояний ума, которые искажают реальность. Это злость, страх, невежество, эгоизм, лень, ревность, зависть, жадность, раздражение и другие. Буддизм взращивает и развивает такие чистые и благотворные качества сознания как доброту, щедрость, благодарность, сострадание, трудолюбие, мудрость и прочие. Всё это позволяет постепенно познавать и очищать свой разум, что ведёт к прочному ощущению благополучия. Делая свой разум сильным и ярким, буддисты уменьшают беспокойство и раздражение, которые приводят к невзгодам и депрессиям. В конечном своём итоге Буддизм является необходимым условием для глубочайших прозрений, которые приводят к окончательному освобождению разума.

Буддизм — религия не столько мистического, сколько философского плана. В буддийской доктрине заложено 4 основные «благородные истины» о человеческом страдании:

О природе страдания;
о происхождении и причинах страдания;
о прекращении страдания и устранения его источников;
о путях к прекращению страдания.

Последняя, четвёртая истина, указывает на путь к уничтожению страдания и боли, по-другому называется восьмеричным путём достижения внутреннего спокойствия. Такое состояние души позволяет погрузиться в трансцендентную медитацию и достичь мудрости, просветления.

Мораль и этика буддизма

Буддийские мораль и этика построены на принципах не совершения вреда и умеренности. При этом в человеке воспитывается и развивается чувство нравственности, сосредоточенности и мудрости. А с помощью медитаций буддисты познают механизмы работы ума и причинно-следственные связи между телесными, духовными и психологическими процессами. Учения Буддизма стали основой целого ряда школ, которые объединяет то, что каждая на своем уровне понимания жизни и учения Будды, направлена на всестороннее развитие человека — осмысленное использование тела, речи и разума.

Но поскольку буддийское учение многогранно и основывается не на вере, а на опыте, то недостаточно ограничиться только описанием его содержания. Особенности этого духовного пути становятся видны только в сравнении с другими мировоззрениями и религиями. И приближаться к учению Будды стоит только после высвобождения энергии разума от жёстких нравственных стандартов.

Развитие буддизма в мире

Призыв к свободе от страданий и вера в энергию Вселенной привёл к появлению западных менталистских доктрин ХIХ и ХХ веков. Первыми адептами буддизма на Западе стали в основном выходцы из Азии и стран Востока, которых терзало внутреннее беспокойство, а затем к ним присоединились агностики и атеисты всех принадлежностей.

В Тибете буддизм был государственной религией и до захвата Тибета Китаем, главный буддист страны – Далай-лама, являлся также и руководителем государства. После Китайского вторжения в 50-х годах прошлого века, Далай-лама XIV был вынужден покинуть страну и уехать в Индию, чтобы оттуда нести свет учения своим последователям. Он является лауреатом Нобелевской премии мира 1989 года. Поклонение Далай-ламе в Тибете находится под запретом, и даже за хранение фотографии Далай-ламы тибетцев ждет серьезное наказание.

В США и Европе буддизм получил своё масштабное распространение в виде дзен-буддизма, направления, возникшего в ХII веке в Японии. Буддийский монах Сяку Соен, представитель этого направления, на Всемирном конгрессе религий в Чикаго (1893) выступил с бурной речью о «божестве разума» дзен-буддизма. После этого дня, дзен и йога являются самыми популярными на Западе восточными учениями, где приоритетом считается контроль разума над телом. Дзен практикует повышенное внимание к индивидуальным медитациям и отсутствие авторитета к священным писаниям, молитвам и поучениям. Как и в буддизме, в дзен мудрость постигается через опыт, а её наивысшая ипостась – просветление (пробуждение). Возможно, что такой интерес к дзен-буддизму на Западе возник из-за простоты этого учения. Ведь, согласно учению Будды, каждый человек сам способен стать Буддой, а значит, каждый является частью земного божества. И искать ответы необходимо лишь в самом себе.

1. Буддизм - религиозно-философское учение, распростра­нившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах.

Основателем данного учения считается Гаутама Будда (Сид­хардха Шакьямуни) (563 - 483 гг. до н. э.), родившийся в княже­ской семье в Северной Индии. Будда прошел сложный жизнен­ный путь (наследник престола, аскет-отшельник, мудрец), после чего "прозрел" (527 г. до н. э.) и передал свои духовные дости­жения людям.

Главная идея буддизма - "Средний путь" жизни между двумя крайними: "путем удовольствия" (развлечений, праздности, ле­ни, физического и морального разложения) и "путем аскетизма"

(умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и мо­рального изнеможения).

"Средний путь" - путь знания, мудрости, разумного ограни­чения, созерцания, просветления, самосовершенствования, ко­нечной целью которого является Нирвана - высшая благодать.

2. Будда вывел четыре благородные (арийские) истины:

Земная жизнь полна страданий;

Страдания имеют свои причины - жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.;

От страданий можно избавиться;

Существует путь, освобождающий от страданий, - отказ от земных желаний, просветление, Нирвана.

3. Буддистская философия предлагает каждому человеку план личностного самосовершенствования, целью которого является Нирвана - Великое Освобождение.

Данный план - так называемый Восьмеричный путь - пре­дусматривает соблюдение следующих принципов:

Правильное видение - понимание основ буддизма и своего пути в жизни;

Правильная мысль - жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь;

Правильная речь - слова человека, его речь воздействуют на его душу, характер;

Правильное действие - жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение другим зла;

Правильный образ жизни - соблюдение буддистских запове­дей в каждом поступке;

Правильное умение - усердие и трудолюбие;

Правильное внимание - контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь;

Правильное сосредоточение - регулярные медитации, осуще­ствляющие связи с космосом.

4. К пяти заповедям-ориентирам буддизма относятся следующие:

Не убий;

Не. укради;

Будь целомудренным;

Не употребляй опьяняющих иодурманивающих веществ.

Древнегреческая философия:

периодизация и основные черты

1. Древнегреческой называется философия (учения, школы), выработанная греческими философами, проживавшими на тер­ритории современной Греции, а также в греческих полисах (тор­гово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Среди­земноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических госу­дарствах Азии и Африки, в Римской империи. (Нередко фило­софия Древнего Рима либо непосредственно отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под общим названи­ем "античная философия".)

Древнегреческая (античная) философия в своем развитии прошла четыре основных этапа.

Демократический - VII- V вв. до н. э.;

Классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н. э.;

Эллинистический - конец IV - IIвв. до н. э.;

Римский - Iв. до н. э. - V в. н. э.

2. К досократическому периоду относится деятельность так на­зываемых философов-"досократиков":

Милетской школы - "физиков" (Фалеса, Анаксимандра, Анак­симена);

Гераклита Эфесского;

Элейской школы;

Атомистов (Демокрита, Левкиппа);

Некоторых иных философов.

Основные проблемы, которыми занимались "досократики": объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Метод философствования - декларирование собственных взглядов, превращение их в догму.

Классический (сократический) период - время расцвета древнегре­ческой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса).

К данному этапу относятся:

Философско-просветительская деятельность софистов;

Философия Сократа;

Зарождение "сократических" школ;

Философия Платона;

Философия Аристотеля.

Философы сократического (классического) периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сде­лали это глубже "досократиков":

Меньше уделяли внимания поиску первоначала;

Допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса;

Выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего

Положили начало спору между материализмом и идеализмом;

Проявили интерес к проблеме человека, общества, государства;

От декларативно-догматического метода философствования перешли к диалогическо-доказательственному;

Внесли вклад в развитие логики;

Вели практическую философско-просветительскую деятель­ность (софисты и Сократ).

Для эллинистического периода (периода кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками) характерно:

Распространение антиобщественной философии киников;

Зарождение стоического направления философии;

Деятельность "сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаи­ков) и др.;

Философия Эпикура и пр.

Отличительные черты эллинистической философии:

Кризис античных моральных и философских ценностей;

Снижение страха перед богами и иными сверхъестественны­ми силами, уважения к ним;

Поиск физической и духовной опоры в самом себе;

Стремление к отрешению от действительности;

Преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур);

Признание высшим благом - счастья и удовольствия отдельного

человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур).

Наиболее известными философами римского периода являлись:

Марк Аврелий (император Рима в 161 - 180 гг.);

Тит Лукреций Кар;

Поздние стоики;

Ранние христиане.

Для философии римского периода было характерно:

Взаимовлияние древнегреческой и древнеримской филосо­фий (древнегреческая философия развивалась в рамках рим-

ской государственности и испытывала на себе ее влияние, в то время как древнеримская философия вырастала на идеях и традициях древнегреческой);

Фактическое слияние древнегреческой и древнеримской фи­лософий в одну - античную философию;

Влияние на античную философию традиций и идей филосо­фии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.);

Близость философии, философов и государственных инсти­тутов (Сенека воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам являлся императором);

Небольшое внимание к проблемам окружающей природы;

Повышенное внимание к проблемам человека, общества и го­сударства;

Расцвет эстетики (философии, предметом которой были мысли и поведение человека);

Расцвет стоической философии, сторонники" которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном раз­витии личности, учености, уходе в себя, безмятежности (ата­раксии, то есть невозмутимости);

Преобладание идеализма над материализмом;

Все более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов;

Повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни;

Рост влияния на философию идей христианства и раннехри­стианских ересей;

Постепенное слияние античной и христианской философий, их превращение в средневековую теологическую философию.

3. В целом древнегреческая (античная) философия имеет сле­дующие особенности:

Материальной основой расцвета данной философии был эко­номический расцвет полисов (торгово-ремесленных город­ских центров);

Древнегреческая философия была оторвана от процесса ма­териального производства, а философы превратились в са­мостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руко­водство обществом;

Стержневой идеей древнегреческой философии являлся кос­моцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявле­ние интереса прежде всего к проблемам происхождения мате­риального мира, объяснению явлений окружающего мира);

На поздних этапах - смешение космоцентризма и антропо­центризма (в основе которого были проблемы человека);

Допускалось существование богов;

Древнегреческие боги были частью природы и близки людям;

Человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы;

Были заложены два направления в философии - идеалисти­ческое ("линия Платона") и материалистическое ("линия Де­мокрита"), причем данные направления поочередно домини­ровали: в досократический период - материалистическое, в классический - имели одинаковое влияние, в эллинистиче­ский - материалистическое, в римский - идеалистическое.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Hveprv - Магический портал