Hveprv - Магический портал

Христианство утверждает, что Христос и Его дело спасения уникальны в человеческой истории на всем ее протяжении как в прошлом, так и будущем; что ни до Него, ни после Него не было (и уже не будет) ничего подобного совершённому Сыном Божиим. Но так ли это? Вспомним: и до Христа и после Него приходили различные учителя, иногда становившиеся основателями мировых религий, и проповедовали в общем-то достаточно схожие между собой с морально - этической точки зрения вещи. Моисей, Будда, а после Христа и Магомед (Мухаммед), все они учили, что грабить и убивать, завидовать и отнимать, предавать и блудить, обманывать и воровать - это плохо. Напротив, накормить ближнего и помочь ему, быть милосердным и не гневаться, выручать и защищать, прощать и любить - это хорошо. Разные проповедники, будучи сынами своего народа и своей конкретной этнической культуры, в разное время, с разной степенью силы и ясности, расставляя акценты согласно своему мировоззрению, но говорили, в общем, об одном и том же.

Уникальность Христа.

Христианство утверждает, что Христос и Его дело спасения уникальны в человеческой истории на всем ее протяжении как в прошлом, так и будущем; что ни до Него, ни после Него не было (и уже не будет) ничего подобного совершённому Сыном Божиим. Но так ли это? Вспомним: и до Христа и после Него приходили различные учителя, иногда становившиеся основателями мировых религий, и проповедовали в общем-то достаточно схожие между собой с морально - этической точки зрения вещи. Моисей, Будда, а после Христа и Магомед (Мухаммед), все они учили, что грабить и убивать, завидовать и отнимать, предавать и блудить, обманывать и воровать - это плохо. Напротив, накормить ближнего и помочь ему, быть милосердным и не гневаться, выручать и защищать, прощать и любить - это хорошо. Разные проповедники, будучи сынами своего народа и своей конкретной этнической культуры, в разное время, с разной степенью силы и ясности, расставляя акценты согласно своему мировоззрению, но говорили, в общем, об одном и том же. Все они оставили после себя учеников, как Христос - апостолов, которые с переменным успехом, как и христиане, продолжали дело своих учителей во времени и пространстве, создавая религиозные школы и общины, как и христиане - свои церкви.

На первый взгляд, которым обычно и удовлетворяется обыденное или поверхностно религиозное сознание, особых отличий Христа от прочих учителей мы не находим. Но несмотря на это, со всей решительностью утверждаем, что пришествие Христа и то, что Он совершил, не имело, не имеет и не будет иметь аналогов в мировой истории.

Христианство говорит о жертве Христа и Его крестной смерти и последующего воскресения, наполняя эти слова каким-то особенным значением, отличающим Сына Божия от всех живших и погибших праведников и мучеников человечества. Чтобы понять всю исключительность происшедшего две тысячи лет назад, необходимо вспомнить учение христианства о повреждении мира.

Повреждение мира.

Христианство учит, что мир был сотворен Богом, и всё в сотворенном мире было "добра зело", т.е. очень хорошим. В частности, не существовало смерти, тления (для живых организмов выражающегося в старении, для материи т.н. "мертвого" мира - в постепенном распаде согласно закона неубывания энтропии), не было пищевой цепочки, когда для того, чтобы жить, необходимо убивать. Человек был независим от стихий природы, от самого пространства и материи. Даже времени не было, которое возникло позднее, с повреждением мира (видимо, как служебная характеристика Вселенной, характеризующая процессы распада, и не имеющая своего самостоятельного значения или наполненности), и которое перестанет быть после Второго пришествия.

Научное познание утвердило очевидную иерархичность вселенной. Например, законы биологии основываются на законах химии, химия - на физике, последняя уходит корнями в квантовую теорию вещества. Подобную иерархическую цепочку в глубины материи можно отследить и от скоплений метагалактических доменов. Что здесь важно? Законы различных уровней, "слоев" бытия основаны один на другом. Представим себе, что изменилась постоянная Планка, понимаемая как величина энергии, необходимая для квантового перехода электрона с "орбиты" на "орбиту". Допустим, этой энергии, необходимой для "возбуждения" электрона, стало требоваться меньше. Представляется, что при таких условиях общие электронные пары в химических соединениях будут образовываться легче и раньше. Это означает совершенно другую химию, в которой химические элементы более разнообразны и менее стабильны. Возникшие на таких структурах длинные цепочки гигантских молекул, будущие основы белка, будут совершенно другие. Сама структура белка, существующая сейчас как спираль, закрученная в спираль, а последняя скомкана в шарик, изменится: белок будет легче образовывать более разнообразные формы и распадаться при меньшей температуре. В частности, это означает совершенно иную генетику, и невообразимо другую жизнь. А все началось с какой-то там постоянной Планка, имеющей невообразимо маленькое абсолютное значение.

Проведенный нами мысленный эксперимент, может быть не очень точный, но в принципе с достаточной ясностью иллюстрирует последствия изменения глубинных законов, предлежащих к основам мира, для всего мира в целом во всем его многообразии. Понятно так же, что дальнейшее уменьшение постоянной Планка ниже некоторого критического уровня приведет к невозможности образования устойчивых сложных структур, а с ними и жизни. Подобный мысленный эксперимент можно провести и в сторону увеличения энергии квантового перехода. Или, например, можно "поиграть" массой электрона. Или величиной сил внутриядерных взаимодействий. Или изменением плотности распределения вероятности независимых процессов. Или напряжением потенциального барьера при туннельном переходе. В общем, основная идея представляется понятной: искажение более глубинного закона немедленно приводит к изменению нижестоящей иерархии мира. Слабое искажение меняет мир, сильное искажение может привести к более печальным последствиям.

Теперь довольно легко можно будет сделать следующий шаг. Если мир (космос, вселенная) конечен, то можно справедливо предположить, что иерархия управляющих им законом так же ограничена, и имеется некий самый главный-преглавный закон, лежащий в основе всего бытия. Это духовный закон, который прародители нарушили в момент своего грехопадения, совершив т.н. первородный грех. Результатом искажения основного бытийного закона стало искажение всего тварного мира, причем, видимо, одновременно по всему его объему. Появилось время как мера энтропии, пищевая цепочка, смерть. Мир вроде бы и прекрасен, и поразительно гармоничен, функционирует кажется исправно, но все в нем и сам он стали искаженными, подверженными тлению и распаду. Христианство называет это повреждением первозданной природы мира. Не природы в смысле экосферы, а самой природы вещей мира и природы человека, который стал смертен, подвержен усталости, голоду и холоду.

Поставим практический вопрос: как исправить мир, вернуть его в прежнее состояние? Ответ очевиден: починить сломанную человеками основу бытия, то есть восстановить духовный закон мира.

Почему было необходимо действие Бога?

Для начала хорошо бы восстановить этот закон в самом себе, в идеале в каждом из людей. По крайней мере, исправление человеческой природы в самом себе, по логике предыдущих рассуждений, необходимо приводит к восстановлению первозданного состояния исправляющего: независимость от времени и пространства, отсутствие потребности в пище, старения и умирания. Видимо, мера восстановления поврежденной человеческой природы в себе будет являться мерой выхода из-под зависимости законам поврежденного мироздания (например, мощи святых локально нарушают закон неубывания термодинамической энтропии, - но мы забегаем вперед).

Наука насчитывает возраст цивилизованного (т.е. городского) человечества в пределах 300 тыс. лет. И за все это время человек не справился с задачей не то что в отношении вселенной, но и в отношении себя самого. Почему? Неужто человек настолько нерадив? Инструмент исправления духа известен издревле - это покаяние. Покаяние немедленно принимается Богом, как только оно принесено. Но очищает покаяние только от личных грехов, и не выводит человека из ставшего естественным ему поврежденного состояния природы.

Повреждение природы бытия оказалось настолько серьезным, что по запущенности и развитию заболевания понадобилось пришествие Самого Бога, Его соединение с материей тварного мира, с плотью и душой человека, со Своим творением. Такое соединение, т.е. со-единение, или попросту говоря, единение, которое позволило бы исправить поврежденную человеческую природу.

Халкидонское единение.

Господь Иисус Христос обладает двумя природами: истинно божественной и истинно человеческой. И соединены обе природы в Нем неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно . Такое единение природ называется халкидонским, по имени вселенского собора, давшего формулировку соединения божественного и человеческого (материального и духовного, твари и Творца). Халкидонское единение означает, что в результате соединения двух природ:

  • не образовалось чего-то третьего, какой-то третьей природы или сущности;
  • ни одна из природ не изменилась сама в себе, божественное осталось неизменно божественным, а человеческое - неизменно человеческим (именно поэтому Христос - истинный Бог и истинный Человек, Сын Божий и Сын Человеческий);
  • после соединения разделить эти природы невозможно;
  • и так будет всегда.

Неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно Христос соединился с поврежденной человеческой природой для того, чтобы исправить нами поврежденное и восстановить Свое павшее творение. Нас ради человек и нашего ради спасения. Нераздельное соединение Бога со своей тварью навсегда - такова цена возможности нашего спасения.

Страдания и крестная смерть - зачем они?

(частное богословское мнение доктора богословия, засл. профессора А.И. Осипова)

Итак, Господь Бог соединился с поврежденной человеческой природой, чтобы исправить и восстановить ее в первозданное состояние (когда все было "добра зело"). Но почему для этого исправления надо было пострадать Невинному и принять мучительную смерть? Да неужто, коль скоро соединение совершилось, нельзя было исправить поврежденное естество прямым и непосредственным действием Божественной воли? Неужели Господу недостаточно было просто пожелать - и все исправилось бы?
Для ответа на этот вопрос нам надо вспомнить, что Бог не всемогущ. Да-да. Бог не может перестать быть Богом. Бог не может "сделать" другого Бога. Бог не может нарушить свободу воли человека. Не может спасти нас против нашей воли. Даже согрешить Бог не может (и в этом смысле мы с тобой куда более "свободны"). Будучи абсолютным совершенством, Бог не может поступить несовершенно или ошибиться. Вообще говоря, Бог не может нарушить Собственные законы, ибо они совершенны, а Бог не может перестать быть Богом.

Каждый творец (с маленькой буквы) самовыражается в своем творении. Мы смотрим на великолепные произведения живописи и видим в них выражение внутреннего мира художника. Мы слушаем прекрасную музыку и ощущаем душу композитора. Мы читаем удивительные по своей внутренней красоте, силе и гармонии книги, и видим за ними образ их создателя.
Вселенная является ни чем иным, как "произведением искусства" Господа. Отпечаток Личности Творца естественно и органично присутствует в Его творении, в гармонии мира, в присущих ему законах существования, развития и совершенствования. И сам мир, и его законы являются образом своего Творца и Законодателя. Одним из этих законов является хорошо знакомое нам правило "ломать - не строить". По этому закону для того, чтобы исправить нечто поврежденное, испорченное, необходимо приложить много труда и пота, а иногда пота кровавого. И чем серьезнее повреждение (нанести которое легко), тем больших усилий требует восстановление. Подчас усилий чрезвычайных, подчас подвига, жертвы и даже самопожертвования.

И как законы мира являются образом Божественного Законодателя, так Творец, соединившись со Своим творением, не может их нарушить, поскольку не может перестать быть Совершенным. Повреждение природы и естества мира и человека, оказывается, носит настолько тяжелый и фундаментальный характер, что поправить дело может только Сам Бог, пойдя ради этого на подвиг страданий и самопожертвования до смерти, и смерти крестной.
Господь Иисус Христос, не снимая с Себя ответственности за падение своего творения, приносит Себя в жертву ради нас, окаянных и неблагодарных. Лютые муки и смерть, страдания, которые претерпевает Христос, делают Его совершенным по человечеству (завершают совершенствование Его поврежденной человеческой природы вплоть до полного восстановления), и Своей Крестной Жертвой исправляет падшее естество.

Какая польза нам в том, что Христос исправил человеческую природу в Самом Себе?

(Церковь как Тело Христово. Соединение верующих в Церковь).

И вот, человеческое естество исправлено, поврежденная природа восстановлена. А что в связи с этим изменилось в мире? Ну да, Сам-то Христос, по причине сущей в Нем жизни, воскрес. Его человеческое тело после воскресения приобрело, оставаясь материальным, невиданные ранее свойства. В Евангелии зафиксировано исчезновение зависимости от пространства и материальных препятствий, по желанию Сына Человеческого ученики узнавали или не узнавали Его, восстановлена независимость от стихий природы, побеждена усталость и смерть. А остальные человеки? Может быть, мы стали бессмертными? Вроде нет. Может быть, произошло нравственное перерождение в масштабах человечества? Тоже нет: как и во времена земной жизни Христа люди изводили друг друга со света самыми разнообразными способами, так продолжает происходить и сто лет спустя, и тысячу, и теперь уже и две тысячи. Единственно, усовершенствовались и стали более изощренными и эффективными приемы убийства ближнего, убийства как телесного так и духовного.

В чем же дело? Оказывается, в том, что Христос, приняв на себя поврежденную человеческую природу, исправил и восстановил ее только в Самом Себе.

Ну хорошо, кажется все логично, а нам-то от этого какая польза? Ну да, Христос сделал то, что до Него никто сделать не мог, и как мы сейчас понимаем, и не смог бы никогда в принципе. Но какова сотериологическая ценность подвига Христа, Его страданий и крестной смерти для нас с тобой?
В принципе, внимательному читателю уже подзаголовок объясняет многое. Но порядка ради добавим несколько строк.

Совершив принципиальное исправление человеческой природы как таковой в Самом Себе, Христос Духом Святым учредил Церковь, Тело Свое . А вот уже в Церковь нам с тобой войти можно - Святым Крещением. Войти и присоединиться к Тому, в Ком человеческая природа уже восстановлена. И этим спастись. Поскольку человек - существо сложносоставное, духовно-телесное, постольку и в Церковь входят и духом (св. Крещением) и телом - принятием великого и страшного таинства .
Как воскрес Христос не Духом только, а в теле, так и мы, пройдя через страдания при жизни и последующую смерть, необходимые для завершения восстановления человеческой природы в нас самих, воскреснем вслед за Христом, Первенцем среди человеков, проложившим через смерть дорогу к вечной жизни и протягивающим нам руку помощи на узком пути спасения.

Кому выгодно крещение младенцев...???
Святая Троица - Любовь и величайший разум! Это учение Православной (Христианской) Церкви!

А теперь внимание!
Если верить словам тех, кто учит, что некрещёные младенцы попадают в Ад на вечные (бесконечные (возможно на 50% или на 100%)), то получается странная картина!!!

Святая Троица - Любовь, а вечно мучиться в Ад, по причине непринятия Таинства Крещения, отправляется душа малыша, который не совершил никакого личного греха (а за чужие грехи мы не отвечаем), только народившись на свет, умер или прожил свой младенческий возраст, а затем умер......

Бог - Любовь, будет мучить душу этого человечка в Аду вечно?! Это ли не бред?!
Если Бог, будет истязать невинную ни в чём душу младенца, вечными муками в Аду, то Он не Любовь - а значит нет Христианства!!!

Если вы, те которые учат, что души умерших некрещёных младенцев попадают в Ад, хотите сказать, что Крещением надо смыть Первородный Грех Адама, то запомните, что никто не отвечает за чужие грехи!

Если вы будете говорить, что Крещение побеждает Первородное повреждение (смертность), то и это бред, т.к. и крещёные люди смертны, а само принятие Крещения не спасает автоматически от Ада! Если бы Крещение было "ключом" в Царство Небесное, то зачем Заповеди соблюдать?! Если просто вера в существование Бога спасает, то зачем Заповеди соблюдать? Сатана и бесы знают, а не верят, что Бог есть, но остаются бесами, хоть каждый день их в купель по три раза окунай и окрещивай! Кому выгодно крещение младенцев?

Если утверждать, что младенцев надо причащать, то поясните, что даёт причащение человеку?
Не омытие ли грехов, дополнительно к покаянию? А не будет покаяния, то никакое причащение не поможет, как не помогло Иуде Искариотскому! Какие грехи в состоянии совершить младенец......???!

Не помощь ли в борьбе со своими страстями, чтобы больше не грешить, а жить по Заповедям Нового Завета, подаётся с причащением (единением с Богом)?! С какими своими страстями борется младенец.... ???!

Крещение принимать призвал Иисус Христос по одной причине: кто веру имеет!!!
Не по причинам бытовым - языческим!

Не от колдунов, которые никакой силы не имеют на человека, если Бог этому человеку не попустит (по грехам его)!
Младенец не верит в Бога - ни по-сатанински ни по - христиански!
Так, кому выгодно крестить младенцев?! Раз нет смысла крестить младенцев, то зачем это делать?

Конечно, теперь ничего не исправить....
Нет Религии у людей, а есть традиция, обряд - никогда, верующий в Святую Троицу - Любовь, человек, не будет крестить несмышлёного младенца!
Единственная причина, это сделать - настырные, верующие в силу обряда, родители (язычники) - в этом случае, будет неверно силой им отказать, но разъяснить, что этого делать не надо, т.к. не имеет никакого смысла и даже может навредить душе человека больше, когда этот младенец вырастит и не будет жить по Заповедям Нового Завета и каяться в нарушении их!
Кому выгодно крещение младенцев...???????

Вопрос очень большой, чтобы его можно было сейчас обстоятельно раскрыть. Поэтому скажу кратко о самом главном.
Если бы Бог Своею властью мог изменить человека, это означало бы отсутствие у него свободы, и в таком случае он не был бы человеком. Но Божественное Откровение ясно говорит, что первый человек имел ее. И свободно избрав зло, он тем самым извратил свою природу, которая, по учению преп. Максима Исповедника, стала дебелой: смертной, тленной, страстной (то есть подверженной страданию) и потому не способной к той полноте богообщения, к которой человек был изначально призван. Исцелить эту первородную поврежденность, выйти из дебелого состояния не мог ни один человек, хотя бы и достиг величайшей святости. Ибо, как писал святитель Афанасий Великий, «покаяние омывает грехи, но не исцеляет природы». Лишь Божественная помощь могла спасти человека. Она и явилась в Лице Богочеловека Иисуса Христа
Почему для этой цели «было нужно убийство Сына»?
Один из законов нашего бытия заключается в том, что любое повреждение, любая катастрофическая ситуация: органическая, природная, психологическая, нравственная, социальная, политическая, военная…. для своей нормализации требует усилий, страданий, а иногда и жертвы жизнью (напр., чудо исцеления кровоточивой: Иисус почувствовал «Сам в Себе, что вышла из Него сила» - Мр.5;30). Этот же закон действует и в духовной сфере человеческой жизни. И для исцеления природы человека от первородного повреждения потребовались страдания Богочеловека. Об этом и сообщает Апостол в послании к Евреям: "Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, Вождя спасения их [Иисуса Христа] совершил (telei?sai) через страдания»» (Евр. 2,10).
Потому именно Крестом, страданиями, а не внешним актом всемогущества, Христос восстановил, исцелил, совершил через страдания (Евр.2:10; 5:9) "в Себе Самом " (св. Афанасий Вел.) природу человека.
Специально привожу здесь из греческого подлинника слово telei?sai, чтобы был понятен смысл его неудачного перевода на русский язык словом «совершил». Глагол tel?о означает заканчивать, доводить до конца, до совершенства. Следовательно, Апостол говорит здесь, что наш Вождь через страдания сделал совершенной воспринятую Им человеческую природу, то есть исцелил, воскресил ее от смертности, тленности, страстности. Преп. Максим Исповедник писал об этом: «Непреложность произволения во Христе вновь вернула этому естеству через Воскресение бесстрастность, нетленность и бессмертие». Так совершилось (Ин. 19,30) великое дело спасения. Свидетелями этого явились все, увидевшие воскресшего Христа. Он вместо первого Адама - отца падшего человечества - стал родоначальником человечества нового - вторым Адамом. Что это значит?
Воскресением Христовым открылась принципиально новая эра в жизни человечества. Принципиально, в частности, потому, что если обычное рождение человека происходит по законам низшей природы - бессознательно, без воли рождаемого, то рождение нового человека (Еф. 4, 24) от Воскресшего совершается по законам духовной природы - только сознательно. Ибо Бог, по единогласному учению Отцов, - не может спасти человека без воли самого человека. Это рождение от Христа происходит в таинстве Крещения с каждым уверовавшим в Него и осознанно ставшим на Его путь жизни, как сказал Он: «Кто веру имеет и крестится, тот спасен будет». В Крещении христианин получает семя возрожденной совершенной Христовой человечности, о чем, например, ярко, образно говорит преподобный Симеон Новый Богослов: «Тогда Бог Слово входит в крещеного как в утробу Приснодевы и пребывает в нем как семя».
Святые Отцы особенно настаивают на непререкаемости слов Христовых о необходимости веры самого крещаемого и предупреждают, что благодать таинства Крещения дается не в силу совершённых действий и молитв, как бы автоматически, но только по вере крестящегося. Преподобный Марк Подвижник писал: "Уверился ли ты хотя ныне, что твердо верующим Дух Святой дается тотчас по крещении; неверным же и зловерным и по крещении не дается?" Священномученик Фаддей (Успенский) подчеркивает: «Можно креститься водой, не восприняв благодати Духа Животворящего (Ин. 3,5), ибо сия благодать ни в кого не вселяется помимо желания его» - видите, желания его - то есть самого крещаемого, а не крестных, на которых так легкомысленно привыкли ссылаться. Ибо никакой крестный не может поручиться за крестника, что тот отречется от сатаны и будет жить по Христу. Потому свт. Игнатий предупреждает: «Без приготовления, какая может быть польза от Крещения? Какая может быть польза от Крещения, когда мы, принимая его в возрасте, нисколько не понимаем его значения? Какая может быть польза от Крещения, когда мы, принимая его в младенчестве, остаемся в полном неведении о том, что мы приняли»? В древней Церкви и принимали Крещение, как правило, в сознательном возрасте. Так происходит спасительное восприятие человеком плодов Жертвы Христовой.
Вот для чего «была нужна Жертва Христа». Вот «почему Бог не мог просто все изменить», а «было нужно убийство Сына».

– Уважаемый Алексей Ильич, люди после того, что сделал Христос, остались смертными, страстными и тленными. Как отразился тогда подвиг Христа на человечестве?

– Я сказал уже, что мы через это получили, наконец, возможность того обновления, которое было невозможно до Жертвы Христа. И я сказал, как это происходит: через покаяние, через веру, через Крещение, через приобщение к Церкви. Речь идет исключительно о внутреннем, духовном состоянии человека, а вовсе не о внешней стороне жизни. Внешняя сторона жизни как была, так и будет всю историю до скончания века.

Какая эта будет история человечества? Как хорошо сказал Фромм, «история человечества наполнена кровью». Надо прибавить – кровью, страданиями, жестокостью, несправедливостью. Так и будет. Христос пришел не ради внешнего изменения жизни человечества, тогда бы Он пришел земным царем и все бы сделал. Нет, Он пришел исцелить саму душу человеческую, самую суть ее, потому что незыблем закон: дух творит себе формы. Смотрите всю историю – что происходит? Только знаем – войны, революции, насилие, перевороты, перестройки, все делаем лучше, лучше и лучше; у Тургенева в «Записках охотника» есть замечательная фраза: «Все лучше и лучше, и наша лодка торжественно пошла ко дну». Не о внешней форме жизни речь-то идет, а о духовном изменении человека.

– «Известно, что гонения на Христа и на Его последователей были с самого Его Рождения, вспомним хотя бы деяния Ирода. Однако, несмотря на гонения, преследования и смерть Христа, сменилась эра, и летосчисление пошло от Рождества Христова. Как это произошло с исторической точки зрения?», – спрашивает Александр.

На такие вопросы жаль даже время тратить. Очень просто. Византия стала христианской империей, Христос у апостола Павла назван Новым Адамом. Как первое, символическое, я бы сказал, летосчисление идет от сотворения мира (иногда говорят, от сотворения человека, – это все неважно), это символическая цифра, так и здесь естественно было начать новую эру жизни от Рождества Христова. Только и всего.

– Лариса Эдуардовна, ей 54 года, спрашивает: «У меня есть муж и дети, и я бы хотела заниматься духовной жизнью, но не знаю, с чего начать. Подскажите, как можно заниматься духовной жизнью в миру?».

– Чтобы заниматься духовной жизнью, надо, конечно, что-то знать, для этого нужно читать, без чтения мы ничего не будем знать. Этот вопрос разрешен может быть только таким образом. Я бы порекомендовал такую литературу, как творения святителя Игнатия (Брянчанинова), о которых я уже говорил. Прибавил бы к этому, что очень хорошо, ясно, уже современным языком, с акцентами на самых главных моментах духовной жизни передал это учение игумен Никон (Воробьев) – его «Письма о духовной жизни» или книга «Нам оставлено покаяние». Затем схиигумен Иоанн Валаамский – «Письма Валаамского старца». Это небольшая книга, но прекрасная. Если игумен Никон (Воробьев) был очень образованный человек, то Иоанн Валаамский – самый простецкий человек; но если вы почитаете их, увидите поразительное согласие их в учении. Эти книги в самой простой и доступной форме дают нам представление о том, что такое духовная жизнь. Поэтому, кто хочет, тот должен заняться этим обязательно. Я уже не говорю, что обязательно нужно читать Священное Писание, Новый Завет, надо обязательно читать толкования на Новый Завет. Потому что, знаете, есть сумбурные объяснения. Возьмите все секты, все протестантские направления, на чем они возникли? На том, что начали сами толковать Священное Писание, отстранив единое святоотеческое учение. Поэтому надо читать толкования святых отцов. В этом отношении очень хорошо было бы иметь Иоанна Златоуста, у него очень много по этому вопросу есть, Феофилакта Болгарского, епископа Михаила толкования есть на Новый Завет.

Было бы очень важно читать кое-какую святоотеческую литературу прежних веков, например, аввы Дорофея «Душеполезные поучения» – очень просто написана, но очень духовно поучительные это вещи. Одним словом, нужно читать и научаться. Это одна сторона. Из этого чтения увидит человек, как себя надо вести, как нужно жить. Попробуйте почитать послания апостола Иакова, – до чего же замечательно он говорит, каким должен быть христианин, и все другие послания.

А вторая сторона – надо человеку приобщиться и к внешней стороне Церкви. Речь идет о необходимости, конечно, Крещения, при условии веры. Если нет веры, нельзя принимать Крещение, Сам Господь сказал: «Кто верует и крестится, спасен будет, а кто не верует, осужден будет». Поэтому надо принять Крещение, молиться, ходить на Исповедь, каяться в своих грехах, причащаться, посещать храм, естественно, совершать правило утреннее и вечернее. И вот таким образом можно приобщиться к духовной жизни и к самому христианству.

– Спасибо, Алексей Ильич. Вопрос такой: «Благодать дается от смирения, смирение рождается от терпения, терпение рождается от трудов внутренних и внешних, труды совершаются от решимости, решимость рождается от веры, вера рождается от жажды истины, жажды правды, жажды Бога. Так, прося терпения и смирения, не возжигаем ли мы костер сверху? Да, он может загореться, но не лучше ли возжигать костер снизу, прося у Господа жажды Его, жажды Истины?» – Михаил из Пскова об этом спрашивает.

– Не с этого начинается все – начинается с осознания своей греховности. Пока человек не увидит, что он грешный, не увидит, что он сам не может с этими страстишками и страстями справиться, он не может обратиться ко Христу с надлежащей молитвой. Ибо Христос – это Спаситель – как, скажем, Петр стал утопать и закричал: «Господи, спаси меня!», и Христос спас его. Так и здесь, нужно начинать с покаяния, а не с этих вещей – не с терпения, не со смирения, потому что все это следствие. А вот если будет покаяние, тогда у меня будет и вера Христу, а вот когда у меня будет вера Христу, тогда я постараюсь уже обращаться к Нему с верной молитвой. Тогда у меня только появится желание и даже терпение жить по тем заповедям и наставлениям, которые мы находим в Священном Писании и у святых отцов. Вот какая цепочка, вот с чего нужно начинать.

– «Православный человек при помощи Божией являет любовь людям в молитвах и поступках. Но в основной массе все сектанты и, к сожалению, часть православных являются заложниками технологии всеобщего счастья, генерированного самовнушением. Какими словами можно помочь человеку понять эту ситуацию, ведь очень часто от такой любви наблюдается взаимонепонимание и некое одиночество?», – спрашивает Вадим, Кабардино-Балкария.

– Вопрос несколько общий. Я бы призвал всех, кто спрашивает, спрашивать коротко и ясно. «Кто ясно мыслит, тот ясно говорит». Впечатление такое, что люди очень часто не до конца продумывают суть вопроса и пишут очень длинные послания. Их бывает очень трудно читать и трудно отвечать...

Я только могу повторить, что нет возможности духовного исцеления человека, если он не увидит себя грешным. Но увидит как? Не так, как бесы видят себя грешными: «я – грешный, ха-ха». Пожалуй, когда аппендицит схватит, так не скажет человек: «у меня болит аппендикс, ха-ха», он сразу скорчится и начнет вызывать «скорую помощь», и скорее в больницу – вот, оказывается, что такое видеть свои грехи. Если человек увидит все эти свои страсти, тогда он может обратиться к Богу как следует.

А весь этот технологический век, в котором мы живем, есть следствие порочного духовного развития. Мы заложники этого мира. И вот тут-то надо собраться и обратить внимание на главное, как это делает полководец: он знает, куда нанести удар. Так и здесь – основной удар должен быть нанесен по нашему самолюбию, гордыне, тщеславию. Ибо дух творит все формы, и если у меня будет чистый дух и душа, тогда и вся деятельность моя приобретет совершенно иной характер. До тех пор, пока у меня душа грязная, никакого правильного отношения к жизни у меня быть не может.

– «Уважаемый Алексей Ильич, расскажите, что такое любовь? Мне это очень нужно знать». Анастасия, 9 лет, Санкт-Петербург.

– Замечательно, ей еще девять лет, а она уже хочет знать, что такое любовь. Если бы ей было девятнадцать, это было бы попроще. Но попытаюсь объяснить. Одно дело, Настя, любить конфетку, другое дело – любить кошечку, третье дело – любить папу и маму, четвертое – любить брата или сестричку, или подругу. Слово-то одно, а содержание совсем разное. Суть любви заключается в том, чтобы, если можешь, делиться чем-нибудь вкусненьким с тем, кого ты любишь. Если ты кого-то любишь, постарайся не обвинять его, а проявить великодушие, не ругать, не обсуждать их, не осуждать, не причинять им зла. И, самое главное, не делать другому того, чего бы ты не хотела, чтобы тебе кто-то сделал. Ты что-то плохо сделала, ты же не хочешь, чтобы все узнали об этом, и ты тоже не рассказывай другим, когда увидишь, что кто-то что-то сделал плохо. Любить человека – значит жалеть и стараться делать ему добро по силе своей.

– Как объяснить подростку необходимость добрачного воздержания, как относиться к гражданским бракам?

– Обычно я привожу такой пример: каждому человеку по рождению дается то, что можно назвать драгоценностью, которую изобразить стоило бы как некую драгоценную хрустальную чашу с еще более драгоценным напитком. Эту чашу можно назвать чашею любви, которая коренится в душе каждого рожденного. Но с этой чашей поступить можно совершенно по-разному. Можно в определенный момент жизни ее испить до дна и получить неизъяснимое наслаждение. А можно расплескать ее по капле направо и налево, а можно ее разбить и остаться вообще без ничего.

Это образ того, как следует относиться к этому природному свойству, которое присуще каждому человеку. Свойству, которое требует того, кто станет с тобой единым существом, ибо любовь делает едиными мужчину и женщину. И как важно сохранить эту чашу до брачного союза, – тогда они действительно испытают блаженство и счастье. Об этом говорят все, кто это пережил. И, напротив, когда расплескивают эту чашу направо и налево, потом в брак вступают, и смотришь – нет уже в них радости, нет счастья, нет этого великого переживания, которое дается, может быть, один раз в жизни. Как себя наказывают эти люди!

Брак – серьезное дело. А когда люди вступают часто в так называемый гражданский брак, то, как фиговым листом, просто прикрывают свой эгоизм, и больше ничего. Потому что если вы любите, вступайте в брак, а если просто так играете, вы все теряете. Что такое гражданский брак? Сегодня пожили, завтра разошлись, послезавтра новый вариант, и так бесконечно происходит расплескивание этой драгоценной чаши. Просто нужно знать, что ты себя обираешь, остаешься нищим, и это, кстати, одна из причин того, что сейчас более 50% браков распадаются.

Мне очень понравилось, когда я читал биографию Алексея Степановича Хомякова, вот что: его замечательная мать взяла с братьев слово сохранить себя чистыми до брака. И все друзья описывают, какой замечательный брак был у Хомякова. Так это же счастье, равного которому на Земле быть не может, – чистая, прекрасная любовь двоих в браке.

Прямой эфир с Алексеем Ильичом Осиповым, 5 февраля: часть 1 , часть 2

Все материалы официального интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео) могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»). Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Hveprv - Магический портал