Hveprv - Магический портал

Сотрудники кафедры философии и кафедры истории БФУ им.И.Канта объединились и вместе с приглашённым профессором-кантоведом Алексеем Кругловым реализовали уникальный проект - «Philoso F.A.Q. Философия за 15 минут», который перед вами.

Если коротко, здесь размещены видеолекции по философии (продолжительность 15-18 минут), вопросы для самоконтроля, список рекомендуемой литературы, тесты и звуковые файлы вы сможете найти на сайте авторов проекта.

Этот курс видеолекций дляаспирантов (66 лекций), причём речь идёт не об отдельных аспектах философии, а о полноценном курсе, предусмотренном учебным планом. Таким образом «Philoso F.A.Q. Философия за 15 минут» можно рассматривать как удобный и доступный инструмент как для саморазвития, так и для подготовки к экзамену.

Владас Повилайтис, доктор философских наук, руководитель проекта:

"Мы очень благодарны нашему университету за финансовую помощь в реализации проекта. Но ещё важнее то, что университет поверил в наши силы и пошёл на этот эксперимент. А это был именно эксперимент, ведь пока аналогов нет. Есть лекции по отдельным темам, но мультимедийного воплощения всего учебного плана нет. Ещё нужно отметить, что сами видеолекции доступны всем. Но в ближайшие 2 недели на сайте появятся тесты и mp3-файлы, чтобы наш курс можно было не только смотреть, но и слушать в машине или пока идёшь в университет. Коллектив авторов и БФУ им.И.Канта за открытость и доступность образования!"

Несмотря на то, что проект запущен недавно, уже поступают отзывы из других вузов.

Алексей Геннадьевич Кислов, заведующий кафедрой онтологии и теории познания департамента философии Института социальных и политических наук Уральского федерального университета, кандидат философских наук:

"... видеолекции по основным темам курса, записанные сотрудниками кафедры философии в БФУ им. И. Канта, актуальны и важны для современных студентов и аспирантов. Обязательно следует отметить, сочетание содержания материала с реализацией такой удачной, на мой взгляд, формы представления, как непосредственные по своему характеру, яркие и живые философские беседы, буквально – в лучших традициях диалоговой философской культуры. Восприятию способствует высокий профессиональный уровень съёмки и монтажа видео-лекций."

Дмитрий Владимирович Зайцев, заместитель декана по развитию философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор философских наук, профессор:

"Современные технологии открывают новые возможности для реализации образовательных программ. Установка на открытость, интерактивность и непрерывность образования требует от университетов внедрения образовательного процесса в виртуальную среду. Проект “PhilosoF.A.Q.”, начатый кафедрой философии БФУ имени И.Канта, – это своевременный шаг в нужном направлении, осуществлённый на высоком содержательном и техническом уровне".

В этой части рассмотрены следующие темы: Современная философия науки: общая характеристика. Что такое наука? Функции науки. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Концепция К. Поппера. Концепции И. Лакатоса и П. Фейерабенда. Концепции Т. Куна и М. Полани. Проблема интернализма и экстернализма в понимании развития науки. Зарождение науки и ее становление в античности и средневековье. Становление естественных наук в новоевропейской культуре.

Продолжительность этой части (10 видео): 2ч 37 мин

А 1.1 Современная философия науки: общая характеристика

А 1.2 Что такое наука?

А 1.3 Функции науки

А 1.4 Логико-эпистемологический подход к исследованию науки

А 1.5 Концепция К. Поппера

А 1.6 Концепции И. Лакатоса и П. Фейерабенда

А 1.7 Концепции Т. Куна и М. Полани

А 1.8 Проблема интернализма и экстернализма в понимании развития науки

А 1.9 Зарождение науки и ее становление в античности и средневековье

А 1.10 Становление естественных наук в новоевропейской культуре

В разделе по социальной философии находятся материалы, посвященные теме общества и места, которое в нем занимает человек. Социальная философия тесно связана с теоретической социологией. Разница между ними в том, что социология рассматривает общество, находя в нем закономерности существования, а социальная философия имеет критическую направленность.

Термин «социальный» говорит о том, что данные лекции по философии относятся к тем понятиям, в которых исключены природные и личностные явления. В этих лекциях затрагиваются темы общества и социальной жизни как в структурно-функциональном направлении, так и в историческом плане. Предметом социальной философии можно назвать человека, который изучается не как индивид, а как член социальной группы (групп). Здесь изучаются законы, по которым создаются устойчивые группы людей, отношения между группами, их роли в обществе.

В , который читает заведующий кафедрой социальной философии МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор Момджян К.Х., рассматриваются современные проблемы общества, анализируются различия между такими понятиями, как общество, социум, коллектив. Материалы дополнены историческими примерами, выделены ключевые этапы в истории развития социальной философии. В своих лекциях профессор Момджян касается фундаментальных проблем этой науки, рассматривает понятие общечеловеческих ценностей: человек преподносится в качестве социокультурного агента, у которого есть собственные взгляды на себя, окружающий мир, общество.

Философия имеет много точек пересечения с религией, поэтому изучению взглядов философов на религиозные догмы посвящено несколько лекций. Например, из записи можно узнать о феномене Туринской плащаницы. В другой передаче этой серии говорится о Пасхе.

В данном разделе особого внимания заслуживает и , посвященная католицизму.

Отдельный блок материалов посвящен философии в политике. Каждый успешный политик или тот, кто мечтает им стать, должен быть знаком с азами философии. Как показывает жизнь, знание философии помогает строить политическую карьеру. Рекомендуем более подробно изучить тему философии в политике с помощью видеолекций, размещенных на нашем портале. Среди них, например, материал о глазами Карла Шмита или , в которой профессор МГУ Виктор Алексеевич Вазюлин говорит о необходимости снятия классической формы марксизма.

Из размещенных на нашем портале лекций вы сможете узнать много нового, существенно расширить свой кругозор и восполнить недостающие знания.

    Смотрите также:
  • Лекции по философии науки для аспирантов УрГУ и УрФУ (Лекция)
  • Лекции по философии науки (Лекция)
  • Лекции по философии науки (для сдачи кандидатского экзамена) (Лекция)
  • (Документ)
  • Огородников В.П. История и философия науки (Документ)
  • Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки (Документ)
  • Лекции по философии техники (Лекция)
  • Сафьянов В.И. Лекции по истории и философии науки (МГУП) (Документ)
  • Программа-минимум кандидатского экзамена по курсу Философия науки (Программа)
  • Бряник Н.В. Общие проблемы философии науки: Словарь для аспирантов и соискателей (Документ)
  • Дождикова Р.Н. Лекции по философии HTML (Документ)
  • Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы (Документ)

n1.doc

Философия науки. Тема 1.


Лекция 1. Вводная: предмет ФН, зарождение ФН, типы научного знания и типы ФН.
Наука и современный мир. В истории западной цивилизации наука стала играть доминирующую роль лишь с 17 века. Для остального же мира современная наука - еще более поздний феномен. Современная наука "затмевает все остальное со времени возникновения христианства". Несомненно, что она преобразовала перспективы европейской цивилизации.

Повышается значение не только естественных и технических наук, но и наук общественных. Такие научные дисциплины, как экономика, социология, антропология, политология, правоведение, история и т.п. помогают лучше понять устройство современного сложного общества.

Философия науки - философская дисциплина, исследующая характеристики научно-познавательной деятельности (структуру научного знания, его рост, а также способы обоснования). К ФН относятся те филос. учения, которые обращены к феномену науки.

Объект ФН – наука, мир науки, научная рациональность.

Предмет ФН – различные феномены научного знания.

Основные вопросы ФН : что такое научное знание? каковы принципы его организации и функционирования? какие методы использует наука? чем обусловлен рост научного знания? чем наука отличается от псевдонауки? каковы формы взаимосвязи научного знания с философией и религиозным сознанием?

Как специальная философская дисциплина ФН начала складываться с 19 века, но как составная часть философских учений она существовала гораздо раньше.

Причины возникновения:


  1. Институциональная революция - профессионализация. Франция - политехнические школы, Германия - реформа ун-тов. Власть - естествознание.

  2. Социальные и гуманитарные знания - сложились как научные дисциплины: политическая экономия, социология, история, психология.

Философия науки в XIX столетии

Позитивизм: Конт, Милль

О.Конт. В его многотомном «Курсе позитивной философии» (1830-42) был высказан целый круг идей, которые способствовали становлению современной философии науки. Это, например, его знаменитый закон трех стадий. Конт формулирует его следующим образом: «Каждая из наших главных идей, каждая из отраслей нашего знания проходит последовательно три различных теоретических состояния: состояние теологическое или фиктивное, состояние метафизическое или абстрактное, состояние научное или положительное». На основе этого закона Конт заявляет, что время спекулятивной метафизической философии прошло и что позитивная философия должна превратиться в научную философию, фактически в философию науки. Ее роль сводится к двум основным задачам. Первая - это синтез наиболее важных результатов конкретных наук, вторая - это разработка метода научного познания.

Популярность позитивизма немало способствовала тому, что в его рамках собственно и произошло становление философии науки как специальной философской дисциплины. Важное значение в этом принадлежит английскому философу-позитивисту Дж.С. Миллю, выпустившему работу «Система логики», которая посвящена методам различных наук:

Индуктивные методы в естествознании

Гипотетико-дедуктивный в "моральных науках" (прежде всего в политэкономии.
О классификации наук

Конту также принадлежала весьма известная в свое время классификация наук. В этой классификации, которая начиналась с наук, изучающих наиболее простые виды движения - механики, физики, и кончалась социологией, изучающей наиболее сложные движения и взаимодействия, каждая следующая наука как бы использовала науки предыдущего уровня и в то же время вводила свои, специфические для своего уровня законы и принципы.

Классификация наук О.Конта

Осн. принципы позитивизма (в основном сохранились и в неопозитивизме):


  • методологический монизм, т.е. идея единообразия научного метода независимо от различия областей научного исследования

  • точные естественные науки, прежде всего физика, дают методологический стандарт (сциентизм)
- научное объяснение - подведение индивидуальных фактов под общие законы природы, включая "природу человека"
В 19 в. оппозиция позитивизму:

  • герменевтика - Дильтей (читал Милля)

  • неокантианство Виндельбанд и Риккерт: науки о природе и науки о культуре.
Герменевтика: Дройзен, Дильтей, отчасти Зиммель и Макс Вебер.

Дройзен: дихотомия объяснения и понимания (Erklaren и Verstehen) Цель естественных наук - объяснение, цель истории - понимание.

С систематической полнотой эти идеи были Дильтеем (потом подробно разберем). Область применения метода понимания он назвал науками о духе (Geistwissenschaften) - (moral science).

Дильтей:"Природу мы объясняем, духовную жизнь мы понимаем".

Д.: взаимодополнительность аналитического, сравнительно-исторического и субъективно-эмпатического подходов в науках о духе (дух - психологизм).

Виндельбанд, Риккерт: против тезиса об универсальности натуралистического мировоззрения и методологии, свойственной наукам о природе.

Естествознание и историческая наука всегда должны находиться в принципиальной логической противоположности между собой". Это связано с принципиальным отличием их способов образования понятий. История не приводит свой материал в систему общих понятий.

Номотетические - идиографические, генерализирующие - индивидуализирующие.

Ценности, "исторические индивиды"

Неопозитивизм (1920-50)

Сциентизм, причем в двух смыслах:

только наука дает знание в точном смысле этого слова;

все науки должны ориентироваться на методы «лидирующей науки» – физики.

Современная "рабочая" классификация наук

Разумеется, эта классификация является «рабочей», она не претендует на что-то большее, чем указать на заметные отличия основных типов наук, в том числе по специфике их предмета, используемых эмпирических и теоретических методов, наличию или отсутствию точных закономерностей и т.п. В этом отношении, трудно отрицать различия между, например, ядерной физикой, этологией и историей средневековой живописи.

Нужно также отметить, что стремление построить точные классификации наук было характерно для философии науки XIX века. «Большая наука», которая возникла в XX в., включает в себя несколько тысяч различных научных дисциплин и субдисциплин, между которыми существуют разнообразные и изменяющиеся отношения. Возникло также множество технических, прикладных наук, у которых есть своя специфика.

Исторически сложилось так, что основное внимание философов науки привлекали два крайних типа науки – физика и история.

Однако - очень интересны социальные науки. Особенно экономика. Экономика - самая развитая в методологическом отношении социальная наука. (лингвистика - "маленькая королева гуманитарных наук)
Контекст открытия - контекст обоснования: философия науки не изучает процесс открытия учеными новых фактов, новых законов – это «психология познания» . Ее задача – изучение процесса обоснования знания.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Hveprv - Магический портал