Hveprv - Магический портал

Который имеет богатую историю и даже в настоящее время используется как обозначение мужского и женского начал.

От древних времен и до наших дней

Издавна люди пытались с помощью особых символов отразить женскую и мужскую сущность. Стоит отметить, что такие изображения передавали отличительные черты полов, а также их единство. К наиболее распространенным знакам мужского и женского начала относятся «Инь и Янь», а также символика Марса и Венеры. Каждый из них имеет свою историю и обозначение.

Знак «Женщина и мужчина» - эмблема двух совершенно противоположных начал: это Луна, вода и земля для женской сущности, и Солнце, тепло, огонь для мужской. Мужское начало символизирует собой творческое, социальное и активное начало, а женский символ является олицетворением мягкой, пассивной силы, соединенной с природой.

Мужские и женские знаки

Первые символы Марса и Венеры появились еще во времена древнегреческой и древнеримской мифологии. Всем известные и узнаваемые знаки были взяты из астрологии, а научно-популярную известность они приобрели благодаря ботанику Карлу Линнею. Разумеется, он использовал их для обозначения пола растений. Практически с этого момента символ мужчины и женщины стал применяться в качестве знака полов.

Символы мужского и женского начала абсолютно противоположны, однако, имеют схожие черты. По своей сути, они некоторым образом напоминают противоположных типов, таких как, жизнь и смерть, верх и низ, луна и солнце, земля и вода, правое и левое и т.д. Их можно собрать в единое целое и охарактеризовать мужское начало как юг или восток, Солнце и землевладелец. Также под это определение подойдут понятия: день, дом, старший, сильный, самец. А вот женская сущность будет полной противоположностью - запад и север, самка, младшая, слабая, Луна и др.

Марс и Венера

Символ Венеры отображается как замкнутый круг с крестиком, который направлен вниз. Иногда встречается другое название - «зеркало Венеры». Такое наименование символу дали из-за внешнего сходства. Этот знак олицетворяет собой красоту, женственность, теплоту, заботу и любовь.

Мужской знак - символ Марса - представляет собой такой же замкнутый кружок, но со стрелой, устремленной ввысь. Если представить себе циферблат, то стрелка должна указывать на два часа - это характерное бога войны. «Щит и копье Марса» - это еще одно название мужского знака.

Соединение этих двух знаков имеет несколько толкований. В первую очередь, стоит отметить одно из наиболее распространенных интерпретаций - это воплощение гетеросексуальности, то есть любви между представителями разных полов. Стоит отметить, что эта символика используется и для обозначения бисексуальности, только в этом случае знаки могут располагаться по-разному (на сегодняшний день нет единого обозначения).

Интересный факт: у транссексуалов тоже есть свои символы - мужской и женский знак накладывается друг на друга, образуя круг с крестом и стрелой. Соединение между собой мужского и женского знака не имеет четко определенного толкования. Так, этот символ может обозначать любовь, дружбу, крепкую привязанность и страсть.

Мужское и женское начало в символе «Инь-Янь»

Гласит: практически все в мире происходит под влиянием женского и мужского начала. «Инь» представляет собой женский символ, который является олицетворением пассивности и покорности. Мужской знак - «Янь», в свою очередь, выступает с позиций интенсивного развития и активности. Законы могут описать любое явление или событие в природе, предмет или действие, с точки зрения мужского и женского начала. Законам «Инь-Янь» подчиняются все живые существа на планете Земля, а также небесные светила. Например, знаки зодиака начинаются с мужского символа, а дальше происходит их чередование.

Гендерное начало в современном мире

Большинство представителей сильной и слабой половины человечества полностью разделяют идеи китайской философии. К примеру, практически каждый мужчина любит демонстрировать свое превосходство, недюжинную силу и даже самую маленькую победу в виде починенной табуретки. Женщины, в свою очередь, отличаются мягкостью и прекрасно развитой интуицией. Однако в современном мире все чаще встречаются женщины, которые обладают сильным и волевым характером, то есть им присущи черты мужского начала. Или, наоборот, характер мужчины отличается излишней мягкостью и даже трусостью. Это, конечно же, индивидуальные особенности, которые сложились под влиянием психологических черт характера и жизненных обстоятельств. Тем не менее самым удачным и прочным считается тот союз, в котором гармонично сочетается знак «Женщина и Мужчина».

Символы гендера

Символы мужской и имеют разнообразное толкование в разных религиях и культурах. Более того, есть некоторые не очень распространенные теории, которые предлагают совершенно иную интерпретацию всеми узнаваемых знаков. Тем не менее кружочки со стрелой и крестиком по-прежнему остаются характерными и наиболее известными. Знак «Женщина и Мужчина» - это одновременное воплощение разности и единства, между представителями противоположного пола и знак их непосредственной сущности. Гендерная символика - это незамысловатые знаки, которые скрывают в себе очень глубокий смысл мужской и женской сущности.

Наряду с сердцем считается основной частью тела, местом расположения жизненной силы, души и ее силы. Означает мудрость, ум, управление и контроль. В голове есть место как для разума, так и для глупости. Она является объектом и почестей, и бесчестия: голову украшают, с одной стороны, корона славы и венок триумфатора, с другой, - пепел траура и наказание, шутовской колпак и уголья горящие. Когда человек брал на себя какой-либо обет, ему брили голову или помещали на нее корону.

Голова , изображенная на гробнице, или мемориальный бюст олицетворяют жизненную силу и гениальность обладавшего ею человека. В головках цветов содержатся семена будущей жизни. Головы с крыльями означают жизненную силу, душу и сверхъестественную мудрость. Принесенные в жертву или добытые на охоте головы быков, коней или вепрей, считались вместилищем жизненной силы и плодовитости и развешивались на стенах домов. Их выносили при выполнении обрядов и Подавали на стол во время ритуальных обедов. Считается, что охотник, добывший чью-либо голову, получал жизненную силу и плодовитость жертвы. Поклон головой означает принижение вместилища своей жизненной силы перед другим и выражает почесть или подчинение. Кивнуть головой значит поручиться своей жизненной силой. Голова , покрытая завесой, (см. вуаль) означает непроницаемость, скрытность и тайное знание. Кроме того, головы жертв часто закрывались покрывалом или гирляндами, отсюда пошел обычай закрывать лицо невесты и монахини, которая умирает в своей прежней жизни. Вуаль или шляпа, помимо всего прочего, защищает внутреннюю жизнь головы. Боги и мифологические персонажи с двумя головами, такие как Янус, символизируют начало и конец, прошлое и будущее, вчера и сегодня, солярную и лунную силу. Это также Лунус-Луна, заходящая и восходящая сила солнца, выбор пути на перекрестке, судьба, начало всякого предприятия или путешествия, отъезд и возвращение. олицетворяет силы, открывающие и закрывающие двери, а значит его атрибутом будут ключи. Две головы означают также суждение и различение, причину и следствие, видение внутри и снаружи. Если в изображении соединены мужская и женская голова или король и королева, значит это андрогин, объединяющий противоположности. Подобная фигура символизирует также единство духовной и светской власти. Благоразумие аллегорически изображается двуглавым существом, смотрящим в обе стороны. Две головы Януса означают, кроме того, летнее солнцестояние в созвездии Рака (дверь человека), снижение и убывание силы солнца и, зимнее солнцестояние в созвездии Единорога (дверь богов), восхождение и прибывающую силу солнца. Головы Диоскуров, глядящие вверх и вниз, символизируют попеременное появление солнца в верхнем и нижнем полушарии, а также смену дня и ночи. Трехглавые боги символизируют три царства; прошлое, настоящее и будущее; три фазы луны; восходящее, полуденное и заходящее солнце. Так представлены Серапис, Геката и, иногда, . Астральные божества со множеством голов символизируют всевидение или множество циклов или периодов развития. Животное или чудовище, держащее в зубах кольцо, - это страж пути. Головы, изображенные в виде фонтанов, означают силу речи и отдохновение. В кельтском эпосе голова несет солярный смысл и означает божество, мудрость и силу другого мира. Голова , венчающая колонну, имеет фаллическое значение; голова с фаллосом означает плодовитость, а также имеет погребальный и апотропаический смысл. Кельты традиционно объединяют голову и фаллос. Иногда бога Цернунна изображают трехглавым. У христиан Христос - Глава Церкви. Обезглавленные св. Албан, Клер, Денис, Петр и Валерия имеют голову в качестве эмблемы. У греков голова зерна, которое, согласно Платону, есть образ мира, была идентифицирована с Церерой как символом плодородия и являлась центральным звеном. В еврейской каббале - это Arik Anpin, Мощная Опора, Высшее Божество. В индуизме четыре головы Брахмы - источники четырех Вед. В скандинавской мифологии голова вепря, как символ Фрейи, наполнена жизненной силой, поэтому на празднике Юлетиде она олицетворяла изобилие и удачу в следующем году. У древних славян трехглавый бог смотрел на Небо, и Море; на Небеса, Землю и Преисподнюю; в прошлое, настоящее и будущее. В шумеро-семитской мифологии семитский Эл и шумерский изображались двуглавыми, глядящими направо и налево, и имели то же значение, что и Янус.

В каббалистической книге «Зогар» «магическая голова» обозначает звездный свет, в средневековом искусстве является символом мысли и духовной жизни, что объясняет, почему она так часто появляется в декоративном искусстве. С другой стороны, Платон в диалоге «Тимей» утверждает, что «человеческая голова является образом мира». В подтверждение сказанному Леблан указывает на то, что череп, полусферическая корона человеческого тела, обозначает небеса.

Ясно, что в данном случае символизм головы сливается с тем, что выражает сферу как символ единичности. Тем же самым значением голова наделяется и в египетских иероглифах.

Голова орла использовалась как солнечный символ и как эмблема центральной точки излучения, скажем так, космического пламени и духовного огня Вселенной. Расположенные рядом две, три или четыре головы символизируют соответствующее усиление заданного символического аспекта. Так, Близнецы являются символом двойственности природы, объединения (но не унификации) связи между двумя принципами создания, они представлены существами с двумя головами или двумя лицами (например, римский двуликий Янус).

Гекату часто изображали с тремя ликами, по этой причине она считалась триединой. Данный символизм может быть соотнесен с тремя уровнями — неба, земли и ада, в равной степени как и тремя «потребностями жизни» (как отмечал Диль). Он основывался на древнем ритуале обезглавливания умерших, чтобы, сохранив голову, оставить место для пребывания души.

Голова (или глава) — наиважнейший, «главный» орган человека , место сосредоточения его жизненной энергии и силы. Голова олицетворяет мудрость, разум, духовность, контроль и управление. Вместе с тем она является весьма красноречивой частью тела, поскольку ее символический язык достаточно богат смысловыми значениями. Так, кивок означает согласие, утверждение, одобрение, а поматывание головой из стороны в сторону — несогласие и отрицание (хотя у некоторых народов, например у болгар, все обстоит как раз наоборот). Молчаливое покачивание головой выражает немой укор и осуждением высоко поднятая голова — гордость и высокомерие; преклоненная — свидетельствует об уважении и подчинении, а обнаженная и склоненная — служит общепринятым знаком сострадания и скорби.

Голова активно участвует и в крайних проявлениях чувств: глубоко опечаленный человек бредет, «повесив голову», а в полном отчаянии хватается за голову, рвет на ней волосы или даже бьется головой о стену.

В фольклоре содержится неисчерпаемое количество идиом и ярких символических выражений, связанных с предметом данной статьи. Об умном человеке с уважением говорят, что он «голова», у пустоголового же глупца «ветер в голове свищет», у него «голова садовая» (хоть клумбы в ней устраивай), а крайнюю степень тупости образно характеризует известная идиома: «Хоть кол на голове теши!» На войне полководец стремится разбить врага «наголову» (одержать полную победу), «истребить поголовно» (уничтожить всех до единого). Храбрый солдат бросается в гущу схватки «очертя голову» (безрассудно), а трус бежите поля брани «сломя голову», т.е. с предельно возможной скоростью. В амурных баталиях красавица способна так «вскружить голову» кавалеру (увлечь его до такой степени), что он «потеряет голову» (лишитсярассудка) от любви.

Несправедливый и бесчестный человек привык «валить с больной головы на здоровую» (перекладывать ответственность на невиновного), но когда «над головой сгущаются тучи», т.е. усиливается опасность разоблачения, ловкий преступник часто предпочитает покаяться, чтобы уйти таким образом от справедливого возмездия, ведь «повинную голову меч не сечет».

«Погрузившись с головой» в мифологию, можно легко заметить, что разнообразных символических значений важнейшего биологического органа здесь поистине «выше головы». В ряде мифов верхняя полусферическая часть головы ассоциируется с небесной сферой. Так,

громадная голова мифического древнеиндийского первочеловека Пуруши, расчлененного во время жертвоприношения на части, превратилась в высокий небесный свод, а в мифах эде Вьетнама необъятный небесный купол образовала гигантская голова верховного бога Аедие.

Голова, сокрытая в толще земли, может играть роль счастливого талисмана для определенной местности. Голова валлийского культурного героя Брана, зары. тая в Лондоне, чудесным образом оберегала Британию от вражеских нашествий. При основании Карфагена в земле были найдены нетронутые тлением головы быка и коня, что предвещало древнему североафриканскому государству неслыханное богатство и военное могущество, однако в результате трех кровопролитных войн с Римом могущество Карфагена было сломлено, его баснословные богатства достались алчным победителям, а сам город был стерт ими с лица земли. Победу римлян в Пунических войнах мифы объясняют опять-таки тем, что при закладке Капитолия была обнаружена живая человеческая голова — явный знак господства Рима над всем миром, и один этот необыкновенный талисман на весах судьбы потянул больше, чем два карфа-,. генских.

Живые головы, существующие сами по себе, отдельно от туловища, в мифологии встречаются не так уж и редко, ведь древние верили, что именно в голове заключены жизненные силы и духовная энергия человека. Следовательно, тело — всего лишь биологический механизм для ее транспортировки, не более того. Скандинавы, например, считали, что их верховный бог Один избрал себе самого лучшего на свете советчика — отрезанную голову великана Мимира, хозяина неиссякаемого источника мудрости, струящегося меж корней Мирового Древа. Инки сложили оптимистическую легенду о бессмертной голове «божественного царя» Инкарри, захваченного в плен и казненного испанцами. Тело царя после казни предали погребению, а его непокорную голову враги содержат в Куско под усиленной охраной. Наивные индейцы свято верили в то, что настанет счастливый день, когда тело и голова их небесного вождя соединятся, и тогда захватчиков постигнет жестокая, но справедливая кара.

Наиболее неожиданные значения голова приобретает в богатейшей древнегреческой мифологии. Змеевласая голова Медузы Горгоны, отделенная от туловища мечом бесстрашного Персея, выступает здесь в качестве самого страшного оружия : при одном упоминании об этой мертвой голове даже боги бледнели и заикались от ужаса. Зевс поместил голову Медузы на свой щит — эгиду, чем обеспечил себе непререкаемую власть на Олимпе, но и его собственная голова тоже кое на что сгодилась. Именно благодаря ей Зевс в один прекрасный день и познал все радости… материнства.

Согласно мифу, дело было так. Однажды у Громовержца жутко разболелась голова. Невыносимая мигрень довела повелителя Олимпа до такого отчаяния, что он упросил Гефеста сделать ему трепанацию . Взяв в руки тяжеленный молот, бог-кузнец расколол божественную голову, как гнилой кокос. В тот же миг из многострадальной головы, словно чертик из табакерки, выскочила новорожденная Афина в полном вооружении и с воинственным кличем на устах. О реакции Зевса на это невиданное и скандальное происшествие мифы стыдливо умалчивают, однако нетрудно себе представить состояние несчастного Громовержца, когда Афина впервые назвала его «мамой». Как настоящий мужчина, он, разумеется, и раньше имел некоторое отношение к процессу деторождения, но лишь на самой ранней его стадии. Тысячи его внебрачных дочурок-нимф и сынишек-полубогов, ставших прекрасными плодами бесчисленных амурных интрижек, населяли леса, горы и водные источники благословенной Эллады. Всем этим милым малюткам, в полном согласии с законами природы, давали жизнь их собственные матери. Но чтобы самому их рожать! Такое Зевсу никогда даже в голову не приходило. И вдруг пришло. И именно в голову. Вот что значит сила мысли!

Нечто отдаленно напоминающее этот странный миф содержат древние легенды, повествующие о драгоценных камнях , непонятным образом зарождающихся в головах драконов. Распространению подобных нелепиц немало способствовали авторитетные античные писатели и псевдоученые, в частности, греческий минералог Сотак и римский писатель Гай Юлий Солин (подробнее о драконьем камне см. раздел «Дракон»).

Отличительным признаком нечисти в мифологии служит особая форма головы (остроголовость) или большое количество голов мифических персонажей (от Здо 100). Человеческая фантазия, действуя по принципу: «Одна голова — хорошо, а три — лучше», наделила ими множество всевозможных демонических существ, враждебных людям. К трехглавым чудищам относятся: индуистский демон ВишварупаТриширас; Герион, греческий великан с тремя туловищами и головами; адский пес Цербер — грозный страж древнегреческой преисподней; большинство европейских и азиатских драконов (змеев) и т.д. В южнославянском фольклоре трехголовым предстает мифический царь Троян, чьим прообразом явился римский император Траян (98—117), покоритель Дакии (современная Румыния). Каждая из трех драконьих голов Трояна обладала особенными гастрономическими пристрастиями: первая любила закусить рыбкой, вторая — полакомиться телятиной, а третья всем прочим деликатесам предпочитала человечину.

Многоглавым фантастическим тварям в мифологии нет числа. Шестью кусачими собачьими головами обладала чудовищная Сцилла; семью старческими человеческими головами поматывала казахская ведьма Жалмауыз Кемпир; девять шипящих змеиных голов вытягивала лернейская гидра, причем на месте одной срубленной головы у нее немедленно вырастали две новые; от трех до двенадцатиогнедышащих голов принадлежали той или иной породе драконов; по пятьдесят голов на брата имели могущественные сторукие великаны — гекатонхейры, победители и тюремщики титанов; наконец, целая сотня драконьих голов усеивала плечи змееногого Тифона. Зачастую мифы не приводят точных статистических данных, поэтому и неизвестно, сколько голов было у восточных дивов, у абхазского одноглазого людоеда Адау или у странных людей дивия из древнерусских книжных легенд.

Боги и великие герои вели победоносную борьбу со всей этой дьявольской многоглавой нечистью: Индра обезглавил Вишварупу, Зевс обрушил скалу, придавив к земле Тифона; Геракл победил Гериона, лернейскую гидру и Цербера; а европейскиерыцари , восточные витязи и русские былинные богатыри отсекли драконам и змеям все их грозные, но безмозглые головы.

В религии многие обряды, связанные с головой человека, несут на себе мрачный отпечаток смерти . Древние евреи и другие народы Ближнего Востока, выражая глубокую скорбь, в знак траура посыпали голову пеплом. Голова жертвы, скрытая под завесой, повсюду символизировала смерть. Впоследствии ту же роль стала играть в брачном обряде фата невесты, скрывающая голову той девушки, что «умерла» для своего рода. Бритая голова буддистского монаха, также как и тонзура католического, изображающая терновый венец Спасителя, в конечном счете означают одно и то же: самоотречение от мира, добровольное самопожертвование, т.е. символическую смерть.

В языческой религии заметное место занимал культ жестоких богов — покровителей охотников за головами. В их честь сооружали храмы, куда воины приносили отрубленные головы врагов. К числу наиболее кровожадных небожителей принадлежат: индонезийский демиург Леравулан; Сингаланг Буронг, бог войны в Восточной Малайзии; Маха, ирландская богиня войны (окровавленные человеческие головы, развешанные по стенам ее храма, нарекли «желудями Махи»); индуистская черная Кали, сжимающая в одной паре рук меч и жертвенный нож, а во второй — две отрезанные головы и т.д.

В древнеегипетской иконографии боги изображались с телом человека и головой священных животных или птиц, что объясняется незавершенностью процесса их антропоморфизации: животные тотемы, почитавшиеся в том или ином округе (номе) Египта, со временем превратились в гибридных богов с головой сокола (Гор), шакала (Анубис), кошки (Бастет), коровы (Хатор), крокодила (Себек), ибиса (Тот) и т.д. Более или менее явные следы тотемизма можно обнаружить во многих традициях, даже в православной иконографии, где присутствует забавный образ святого Христофора Псоглавца. Христианская легенда гласит о том, что Христофор происходил из страны кинокефалов (людей с собачьими головами), но, приняв крещение, он обрел благолепный человеческий облик (зато наверняка утратил нюх). Это одна из многочисленных басен о чудесах, сочиненных гораздыми на выдумки клириками для укрепления авторитета христианской церкви.

В древней иконографии важнейшее символическое значение придавалось изображению многоглавых богов. Трехглавые боги олицетворяли три положениясолнца в небе (восходящее, полуденное и заходящее), три мира (небесный, земной и подземный) и три ипостаси времени (прошлое, настоящее и будущее). Таковы греческая Геката, эллинистический Серапис, кельтский Кернуннос, балтийский Триглав и другие. Три мертвые головы — лошади, коровы и человека — главные атрибуты мрачного Патолса, прусского бога смерти и подземного мира. Реже встречаются изображения богов-демиургов с четырьмя головами, символизирующими четырехчленность мироздания (четыре стороны света и четыре первоэлемента). Четыре головы характерны для индуистского Брахмы и западнославянского Свентовита. Оба символических значения органично соединились в знаменитом Збручском идоле: четыре его головы ориентированы на четыре стороны света, а под ними, на самом каменном столбе, представлены обитатели трех разных миров — небесного (боги), земного (люди) и подземного (загадочные хтонические существа).

В древневосточной иконографии золотой ореол (нимб), сияющий над головой божества, ассоциировался с солнечной энергией. В христианстве же нимб превратился в эмблему святости. Теперь золотой диск выражал мощную духовную энергию, истекающую из головы святого, ангела, Христа или Богоматери (подробнее об этом см. раздел «Нимб»).

В христианской иконографии отсеченная голова — атрибут многих обезглавленных мучеников: Варвары, Валерии, Петра, Дениса и др. Отрубленные головы ИоаннаКрестителя и апостола Павла возлежат на широком золотом блюде.

В изобразительном искусстве эпохи Возрождения кровавые сцены из древних мифов, преданий и легенд нашли свое художественное воплощение на полотнах гениальных мастеров Ренессанса (Персей с головой Медузы, Юдифь с головой Олоферна, воинственная царица Томирис с головой Кира и т.д.).

В символическом искусстве отдельно взятая голова, как вместилище жизненной силы, ассоциировалась с самим человеком; голова с крылышками символизировала полет души; голова с фаллосом намекала на плодовитость, а голова в виде фонтана, извергающего воду, свидетельствовала о красноречии.

Художники использовали изображения главной части человеческого тела в целом ряде аллегорий. Ветры, например, олицетворяли дующие изо всех сил мужские или женские головы с раздутыми до отказа щеками. Андрогин, двуглавая человеческая фигура, объединяющая в одном теле мужскую и женскую головы, знаменовала собой союз светской и духовной власти. Аналогично выглядело и персонифицированное Благоразумие.

В астрологии подобная фигура, как эмблема природного дуализма, выражающая единство противоположностей, лежащих в основе всего сущего, обрела визуальное воплощение в зодиакальном знаке Близнецов.

В алхимии андрогин символизировал сплав золота и серебра. Процесс растворения вещества алхимики метафорически определяли как обезглавливание, а получение золота при его успешном завершении образно сравнивали с оживлением (воскрешением) казненного.

В истории обезглавливание — один из наиболее распространенных видов смертной казни. В Китае, Японии и других азиатских государствах этот вид узаконенного убийства известен с незапамятных времен. В России топоры палачей тоже не ржавели без дела. Особенно много русских голов слетело с плеч в страшные годы опричнины, но и позднее, во время стрелецких бунтов и в мрачную эпоху «бироновщины», на плахе пролились потоки крови. В странах средневековой Европы обезглавливание применялось реже, поскольку казнь через отсечение головы составляла там сомнительную привилегию дворян, а преступников из простонародья ожидала позорная смерть на виселице.

Кровожадные тираны, стремясь к поголовному истреблению своих политических противников, часто прибегали к испытанному еще в древности приему: назначали цену за голову. Чем выше была цена, тем эффективнее действовал данный метод. Яркий пример подобной практики дают проскрипции Суллы в Древнем Риме (82 г. до н.э.). Захватив власть, новоиспеченный диктатор собственноручно составил списки опальных (проскрипции) и объявил неслыханную награду за каждую голову: 12 тысяч денариев! Блеск золота совершенно затмил разум римлян и заставил замолчать голос совести. Тотчас по всей Италии закипела свирепая резня. Тысячи добровольных убийц, словно злобные фурии, неумолимо преследовали своих сограждан, имевших несчастье попасть в проскрипционные списки. Их истребляли повсюду: на дорогах, на улицах и площадях городов, даже в храмах и на пороге родного дома. Сосед резал соседа, брат обнажал кинжал на брата, а сын — на отца. Во дворец Суллы поминутно вбегали запыхавшиеся злодеи с отрубленными головами в окровавленных руках и через некоторое время выходили оттуда богачами. Латинские историки бесстрастно констатировали, что ни одному человеку, означенному в роковых списках, не удалось избегнуть своей печальной участи.

В средневековой Европе множество дворянских голов скатилось с плеч в эпоху установления королевского абсолютизма. Сокрушая феодальную вольницу, европейские монархи одной рукой приручали всех этих герцогов, графов, виконтов и маркизов, постепенно превращая независимых родовитых сеньоров в послушных и ленивых придворных, а другой рукой нещадно карали непокорных. Особое негодование у этих последних вызывали королевские эдикты, под страхом смертной казни запрещавшие дуэли. Гордые дворяне, искони привыкшие защищать свою честь с оружием в руках, игнорируя эдикты, по-прежнему дрались на поединках, а затем восходили на эшафот. Так погибал цвет дворянства.

Недовольство кровавыми методами правительства высказывали порой даже палачи. Вот как расценивал политические меры Ришелье, первого министра слабовольного Людовика XIII, потомственный французский палач Генрих Сансон:

«Эпоха, в которую отсечение головы было наиболее распространенным, относится ко временам Ришелье, который с целью оправдать свою политику напал на французское дворянство и велел отсечь топорами больше голов, чем пало их с начала монархии».

С антидуэльными эдиктами связано немало забавных курьезов. Один из них имел место в средневековой Испании. Король Кастилии, Педро Жестокий (1334—1369), раньше прочих государей издавший указ о запрете дуэлей, был большим любителем приключений в духе Харуна-аль-Рашида. Как-то ночью, прогуливаясь по улицам Севильи, он затеял ссору с одним кабальеро, дававшим серенаду своей даме, и пронзил его шпагой. Вырвав окровавленный клинок из трупа, король под покровом темноты преспокойно возвратился во дворец. Поутру, как обычно, к нему явился с докладом первый министр и сообщил о происшедшем убийстве на улице Кандилехо.

Преступник обнаружен? — спросил дон Педро.

Да, ваше величество.

Кто же осмелился нарушить наш указ? — гневно воскликнул король.

Вы, ваше величество.

Король Педро, никак не ожидавший разоблачения, смутился. В самом деле, ночь была безлунная, и, кроме того, венценосный авантюрист скрывался под плащом и широкополой шляпой. Однако он совсем забыл о своем врожденном дефекте: при ходьбе коленные чашечки короля издавали громкий пренеприятный хруст. По этим звукам его и опознала любопытная дуэнья, наблюдавшая за поединком из окна.

Первый министр, не даром занимавший сей ответственный пост, быстро нашел выход из столь щекотливого положения, приказав отпилить голову… одной из королевских статуй и выставить ее в нише посреди улицы Кандилехо.

Тираны и деспоты, беззастенчиво попиравшие законы, в том числе, и свои собственные, очень долго оставались безнаказанными, а в худшем случае могли отделаться такой символической казнью. Но прошли века, грянули революционные бури, и с окровавленного эшафота покатилась голова Карла Стюарта, развязавшего войну против собственного народа, а затем под нож гильотины пошли вероломный Людовик XVI и надменная австриячка Мария-Антуаннета, заклейменная как «Мадам Дефицит». В годы Великой французской революции гильотина без устали сносила головы «гидре контрреволюции», но прошло совсем немного времени, и орудие революционного террора превратилось в послушный инструмент «белого» террора, а поверх холеных голов казненных роялистов упали горячие головы якобинцев.

Если бы головы жертв, начиная с доисторических времен, были собраны в одном месте, в небеса вознеслась бы такая гора, в сравнении с которой Эверест показался бы просто жалкой кочкой. В ее основании желтели бы полуистлевшие черепа питекантропов и неандертальцев, а на вершине громоздились бы мертвеннобледные, обледеневшие головы Дантона, Эбера, Сен-Жюста и Робеспьера.

Но довольно крови и кошмарных видений. Голова хороша, когда она крепко сидит на своем законном месте и выполняет предназначенные ей функции. Ктокто, а наши соотечественники прекрасно понимали, что голова олицетворяет мудрость, управление и контроль, недаром в Российской империи «головой» именовали выборного руководителя органов местного самоуправления, а законодательное собрание, состоящее из множества светлых голов, назвали Думой.

В средневековой европейской геральдике необыкновенной популярностью пользовалась эмблема «голова мавра» — профильное изображение человеческой головы черного цвета. Навеянная романтикой Крестовых походов, эта эмблема символизировала победу над неверными. Голова мавра чернела во многих баварских гербах, в исторических гербах Корсики и Сардинии. В гербе нынешнего римского папы, Бенедикта XVI, также красуется эта старинная эмблема — черная голова в красной короне.

Изредка в европейской городской геральдике можно встретить изображение головы святого — покровителя данного города. В гербе Стокгольма, например, сияет золотая коронованная голова св. Эрика.

Голова символизирует праздник, солнце, небо (по отношению к строению человеческого тела); порядок, Вселенную, микрокосмос; божество, предмет поклонения, отличие, основу (замысел) дела, единство, самостоятельность, царственность, вождизм, властность, авторитет, духовную возвышенность; мужество, плодовитость, силу, храбрость, господство, честь; девственность, духовную жизнь, проявление высокого духа, стремление к благородному поступку, пророчество; замысел, озарение, знание, мудрость, разум, индивидуальность… Голова отсеченная — в ряде легенд сохраняет способность мыслить, изрекать различные пророчества, то есть в той или иной степени действовать. Например, из головы скандинавского бога Мимира родился верховный бог Один. Отсеченная голова героя, причем, даже вражеского, будучи закопана в землю у ворот крепости, или под крепостными стенами, могла способствовать нерушимости цитадели. Голова убитого врага у многих древних народов представлялась, как некое хранилище силы и отваги того, кому она принадлежала. Поэтому у галлов и ирландцев (кельтов) существовал обычай отсекать головы убитых в бою вражеских воинов, и прятать их, чтобы стать «обладателями» дополнительных военных способностей. Голова говорящая — в мифах и легендах, знак Высшего промысла, небесной мудрости, пророчества, Солнца , плодородия, бури, ветра, бессмертной души. Жрецы могли обращаться к закопанным в землю головам убитых врагов за советом, что, в сущности, являлось отзвуком культа предков. Таковы, в частности, в своих обычаях были древние кельты, верившие, что в отделенной от туловища голове может сохраниться жизнь… Одно из преданий гласит, что когда древние римляне , укрепляя фундамент храма Юпитера на Капитолийском холме , случайно выкопали из земли огромный человеческий череп, то прорицатели-авгуры объявили, что эта находка — пророчество о грядущем величии Рима, которому предназначено стать «Главой Света» (лат. «Caput mundi»). Голова — плодовитость, плодородие. Например, в «Метаморфозах» Овидия рассказывается, что голова Орфея, растерзанного фракийскими женщинами, поплыла по реке Эбро к морю, и в конце концов оказалась на острове Лесбос, где стала символом плодородия. Широко известна легенда о богине Афине , которая родилась из головы Зевса (тут голова: синоним матери). Переосмысливая эту символику в сатирическом плане, Ф. Рабле в своем « Гаргантюа », «обустраивает» роды этого великана через ухо его матери (прим. переводчика). Голова, умеющая говорить, вещать — тема многих восточных преданий и сказок, а также средневековых рыцарских романов. Например, в старофранцузском романе «Валентин и Орсон», некая голова, установленная на шпиле замка многолюдного города Феррагуза, способна вещать о Прошлом, Настоящем и Будущем… В одном из английских преданий упоминается, что голова казненного Роджера Бэкона , объявленного чернокнижником, тоже обладала способностью предсказывать события. В другой легенде повествуется о некой глиняной голове, которая умела вещать и способствовала укреплению власти Альберта Великого (XIII в.). Можно вспомнить и о Голове из « Руслана и Людмилы » А. С. Пушкина (прим. переводчика). Головы отсеченные — в художественных изображениях: голова царя Олоферна, которую держит Юдифь ; голова Голиафа у ног юного Давида; голова Медузы Горгоны , отрубленная Персеем; голова Манлия Торквата, отданного палачу за тайные переговоры с врагом; голова персидского царя Кира, отрубленная по приказу царицы мазагетов Томирис — ее бросили в бочку с кровью, ибо Кира называли: «не насытившийся кровью». В этом же ряду находится голова Гнея Помпея , принесенная в жертву в Египте Юлием Цезарем ( Плутарх ); голова стоглазого чудища Аргуса, отсеченная Гермесом; голова Иоанна Крестителя на блюде перед дочерью Иродиады — Саломеей; голова Христа в видении св. Вероники; голова святого Павла с завязанными глазами… А также голова безымянного рыцаря, которого супруга германского императора Оттона II обвинила в том, что он покусился на ее честь. Жена этого рыцаря клялась королю, что ее муж невиновен, подверглась "Божьему суду, взяла в руки раскаленное железо и не получила ожогов. За ложное обвинение Оттон приказал сжечь свою супругу на костре. Голова отсеченная— атрибут святого Альбана (первого мученика в христианстве Британии, III век); святого Дионисия (Сан-Дени), мученика Парижского, который по легенде был казнен на Монмартре , причем отсеченную голову дали ему же в руки; а также Фелицаты, Едигия, Люциана, Никазия, Валерии, и других святых мучеников. Голова — золото. «Голова его — чистое золото» ( Песнь песней 5: 11). Голова седая — причина для почитания, уважения. Присловье: «седую голову чти». Голова — образ Мира (по Платону), Вселенная, микрокосмос. «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог» ( Первое послание к Коринфянам 11: 3). «И все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви» ( Послание к Ефесянам 1: 22). Голова — индивидуальность, разум, ум. Присловье: «что ни голова, то и ум» (Парафраз из «Сатир» Горация : «что ни человек, то и голова; что ни голова, то свое понимание!»). Голова в средневековом искусстве — духовная жизнь, высший промысел. Голова — самообладание, постоянное присутствие духа. Речевой оборот: «потерял голову». Глава венценосная — король, царь. Отсюда — глава государства. Глава Церкви — папа Римский, Патриарх всея Руси, католикос всех армян… Голова сильная, или слабая — в обиходе по поводу действия алкоголя. Голова с двумя лицами — Янус: двойственность Природы, Прошлое и Будущее, единство противоположностей. Голова с тремя лицами: благоразумие, рассудительность, осторожность. Голова с четырьмя лицами — абсолютное знание, таким изображался древнеславянский бог Святовид , Световид. Три головы — небо, земля и ад; три жизненных ипостаси: потребление пищи, плотская любовь, отдых. А также: Геката, Цербер , Триглав (волк— лев-собака). С таким названием есть горный массив в Славонии… А также три стадии Луны; молодость-зрелость-старость. «Спрятать голову в песок» — самообман. «Дать голову на отсечение» — поручиться. «Сложить голову» — погибнуть «Домогаться чьей-то головы» — добиваться чьей-то смерти. «Биться головой о стену» — быть в отчаянии. «Выше голову!» — призыв к выдержке, бодрости. «Класть голову под топор» — идти на самопожертвование. «Крутить голову» — хитрить. «Посыпать голову пеплом» — скорбеть. «Стоять на голове» — поступать против существующих понятий. «Намылить голову» — наказать. Голова в геральдике: честь, почет, власть; отличие за подвиг; голова мавра — «Черная голова» — крестоносное братство немецких купцов-воинов на Балтике в Средние века ; фирменный знак Восточно-Индийской торговой компании. В астрологии — знак Зодиака Баран (Овен). В алхимии — начало преобразования, превращения. В гадании по снам: живая голова — к добру, лысая, побритая — плохой знак; отсеченная — свобода; мертвая — тоска, печаль. Голова орла — знак Солнца , космического пламени, огня Вселенского Духа.

Голова. Наряду с сердцем считается основной частью тела, местом расположения жизненной силы, души и ее силы. Означает мудрость, ум, управление и контроль. В голове есть место как для разума, так и для глупости. Она является объектом и почестей, и бесчестия: голову украшают, с одной стороны, корона славы и венок триумфатора, с другой, — пепел траура и наказание, шутовской колпак и «уголья горящие». Когда человек брал на себя какой-либо обет, ему брили голову или помещали на нее корону. Голова, изображенная на гробнице, или мемориальный бюст олицетворяют жизненную силу и гениальность обладавшего ею человека. В головках цветов содержатся семена будущей жизни. Головы с крыльями означают жизненную силу, душу и сверхъестественную мудрость. Принесенные в жертву или добытые на охоте головы быков, коней или вепрей, считались вместилищем жизненной силы и плодовитости и развешивались на стенах домов. Их выносили при выполнении обрядов и подавали на стол во время ритуальных обедов. Считается, что охотник, добывший чью-либо голову, получал жизненную силу и плодовитость жертвы. Поклон головой означает принижение вместилища своей жизненной силы перед другим и выражает почесть или подчинение. Кивнуть головой значит поручиться своей жизненной силой. Голова, покрытая завесой, (см. вуаль) означает непроницаемость, скрытность и тайное знание. Кроме того, головы жертв часто закрывались покрывалом или гирляндами, отсюда пошел обычай закрывать лицо невесты и монахини, которая умирает в своей прежней жизни. Вуаль или шляпа, помимо всего прочего, защищает внутреннюю жизнь головы. Боги и мифологические персонажи с двумя головами, такие как Янус, символизируют начало и конец, прошлое и будущее, вчера и сегодня, солярную и лунную силу. Это также Лунус-Луна, заходящая и восходящая сила солнца, выбор пути на перекрестке, судьба, начало всякого предприятия или путешествия, отъезд и возвращение. Двуликий Янус олицетворяет силы, открывающие и закрывающие двери, а значит его атрибутом будут ключи. Две головы означают также суждение и различение, причину и следствие, видение внутри и снаружи. Если в изображении соединены мужская и женская голова или король и королева, значит этоандрогин, объединяющий противоположности. Подобная фигура символизирует также единство духовной и светской власти. Благоразумие аллегорически изображается двуглавым существом, смотрящим в обе стороны. Две головы Януса означают, кроме того, летнее солнцестояние в созвездии Рака («дверь человека»), снижение и убывание силы солнца и, зимнее солнцестояние в созвездии Единорога («дверь богов»), восхождение и прибывающую силу солнца. Головы Диоскуров, глядящие вверх и вниз, символизируют попеременное появление солнца в верхнем и нижнем полушарии, а также смену дня и ночи. Трехглавые боги символизируют три царства; прошлое, настоящее и будущее; три фазы луны; восходящее, полуденное и заходящее солнце. Так представлены

Человеческий череп и скрещенные под ним кости… Все знают этот знак, как и то, что он означает — впрочем с последним, как правило, несколько сложнее. Этот древний символ и религиозный элемент присутствует в культуре разных стран. О хрустальных индейских черепах, ну, кто только не писал, и он тоже имеет свою историю, причем очень древнюю историю.

Череп со скрещенными… саблями!

Казалось бы, что рассказ о "мертвой голове" как символе следует начать с пиратов. Однако они в реальной жизни (кино это совсем другое!) как раз не слишком часто его использовали. Да, многие пираты имели черные флаги, но изображен на них этот знак был далеко не всегда, и от традиционного знака он сильно отличался. Например, у пирата Калико Джека Рэкхама на флаге был череп со скрещенными абордажными саблями, у Томаса Тью — рука с мечом, у легендарной Черной Бороды Эдварда Тича — скелет с копьем пронзающий алое сердце(!), у Эдварда Лоу — красный скелет.

Пират Эммануэль Уин хотя и имел на флаге изображение черепа и скрещенных костей, сам череп у него был нарисован боком и смотрел почему-то слева на право. У Кристофера Кондента черепов со крещеными костями было сразу три, зато у Эдварда Инглэнда "мертвую голову" дополняли песочные часы!

"Адамова голова" — символ армии

В христианской культуре изображение черепа с крестом из костей получило название "Адамова голова". Существует предание, что прах Адама находился на Голгофе, где произошло распятие Христа. И вот когда Христос был распят, его кровь просочилась сквозь землю и омыла череп Адама.

Таким образом, все человечество в его лице освободилось от грехов и получило возможность спасения. Так это было на самом деле или нет, но такова легенда, и вот поэтому-то она и приобрела символическое значение освобождения от смерти и спасения среди христиан. Но этот же символ использовался также и по всему миру, причем… преимущественно в армии.

Причем это отнюдь не были армии каких-нибудь "диких народов", а самых что ни на есть цивилизованных: британской, французской, финской, болгарской, венгерской, австрийской, итальянской и… русской!

"Адамова голова" как элемент военной формы

Впервые "мертвая голова", как элемент военной формы, начала использоваться с середины XVIII века в гусарских полках прусской армии Фридриха Великого. Форма прусских гусар состояла из чёрных чикчир с белым шитьем (штаны в обтяжку), доломана и ментика, и чёрной шапки-мирлитон с вышитыми серебряным черепом и костями, которые должны были символизировать мистическое единство войны и смерти на поле битвы.

Символика "смерти-бессмертия" в XVIII веке появилась и в британской армии, а именно — в 17-м уланском полку, в память о генерале Вольфе, убитом в Квебеке в 1759 году во время войны с французами. В1855году в ходе Крымской войны после самоубийственной атаки британской легкоконной бригады, истреблённой огнём русской пехоты и артиллерии (и потому именуемой в британских военных источниках "атакой в долине Смерти") в сражении под Балаклавой, эмблема "мёртвой головы" получила дополнительное звучание.

Череп и кости были наложены на скрещенные уланские пики, опирающиеся на ленту с надписью " DEAF OR GLORY" -"СМЕРТЬ ИЛИ СЛАВА". Через некоторое время пики с эмблемы были удалены, однако череп и кости остались. Боровшийся против французских захватчиков вплоть до сражения при Ватерлоо в 1815 году "Чёрный легион" герцога Брауншвейгского в качестве эмблемы также использовал "Адамову голову" и она же была эмблемой "гусар смерти" (houssards de la mort) у французов-роялистов, боровшихся против революционного режима во Франции, и числе и в рядах русских войск.

Мертвая голова в Русской Императорской армии как символ бессмертия впервые была использована во время Отечественной войны 1812 года одним из конных полков Петербургского ополчения, который назывался "Смертоносным" или "Бессмертным" полком. На головных уборах чинов этой части крепился серебряный череп над скрещенными костями. Этот символ, как следует из самого названия полка, использовался не столько как символ смерти, а скорее как символ бессмертия.

Герб на головных уборах в виде черепа и костей был официально установлен Государем Императором Николаем II в начале XX века и для одного из регулярных полков русской кавалерии — Александрийского гусарского полка.

"Баклановский значок"

Как пишет "Военная Энциклопедия" Сытина (1915 год), однажды находившийся в крепости Грозной генерал Я. П. Бакланов, который стал очень популярным в России благодаря своим подвигам на Кавказе, "с оказией" получил неизвестно от кого и откуда посылку. Когда её вскрыли, в ней оказался чёрный шёлковый значок" (как издавна назывались в русской армии "малые флаги"). На этом значке была вышита белая "Адамова голова" (череп и кости), обрамлённая девизом, повторяющим заключительные слова христианского Символа веры: "Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь". "Этот мрачный значок наводил ужас на чеченцев, — продолжает биограф, — и Бакланов с ним не расставался до конца жизни".

На могиле героя на Новодевичьем кладбище в Петербурге на добровольные пожертвования (генерал умер в бедности и был похоронен за счёт Донского войска) был поставлен памятник. Памятник изображал "скалу, на которую брошена бурка и папаха, а из-под папахи выглядывает этот чёрный "Баклановский" значок".

"Сбил самолет — получи "череп и кости"!"

В русской армии периода Первой мировой войны эмблема с "Адамовой головой" широко использовалась в русской военной авиации. Было принято решение установить, в качестве дополнительной награды, или знака отличия, для лётчиков, сбивавших вражеские аэропланы, георгиевскую ленту, на которой черепами со скрещенными костями должны были отмечать число уничтоженных самолетов противника: золотыми черепами должны были отмечаться — десятки, серебряными — единицы.

Многие из этих проектов воплотились в жизнь, сохранились подобные знаки, равно как и другие, в форме "мёртвой головы", наложенной на пропеллер самолета. Этот символ использовался в ударных частяхРусской армии в период революции 1917 года. Причем наибольшую известность получили "Корниловский ударный полк" и "Женская боевая команда (батальон) смерти" Марии Бочкарёвой, защищавшая от большевиков Зимний дворец в октябре 1917 года. Для их награждения летом 1917 года был учреждён особый знак в виде черепа с костями на чёрно-красной ленте.

Череп и кости в огне революции и гражданской войны

Во время Гражданской войны "мёртвая голова" использовалась обеими сторонами, но чаще белогвардейцами. Белые сочетали в своей символике "череп и кости" с выражением готовности умереть за своё дело. К примеру, на украшенном "мёртвой головой" знамени "Царскосельского батальона смерти" было написано: "Лучше смерть, чем гибель Родины". На знамёнах красногвардейцев "мёртвая голова" встречалась реже, но тоже встречалась, и обычно сочеталась с угрозой уничтожить своего врага ("Смерть буржуям", "…врагам трудового народа", "…контрреволюционерам", и т. п.).

Вскоре после окончания первой мировой войны, капитуляции Германии и начала вспыхнувшей там Ноябрьской революции 1918 года, эмблема "мёртвой головы" появилась на форме бойцов добровольческих корпусов, мобилизованных республиканским правительством Фридриха Эберта, Филиппа Шейдемана и Густава Носке на борьбу с немецкими большевиками-спартаковцами.

"Адамова голова" от казаков до байкеров

Во время Второй мировой войны изображение черепа и скрещенных костей использовали бойцы 1-й казачьей кавалерийской дивизии, позднее XV (XIV) казачьего кавалерийского корпуса генерала Гельмута фон Паннвица и других казачьих частей и подразделений в составе германского вермахта, а также войск СС (например, 3-я танковая дивизия СС "Тотенкопф"). И по сей день " мёртвая голова" продолжает оставаться военной эмблемой и используется подразделениями ряда государств. Также череп с костями часто используется наёмниками в различных конфликтах.

Этот символ также используют некоторые современные неонацистские организации. Убайкеров череп считается символом, приносящим победу, и символизирует защиту от смерти. Он же является символом Пиратской партии, цель которой — реформа законодательства в области интеллектуальной собственности, патентов и копирайта. Она выступает за свободный некоммерческий обмен информацией и недопустимость преследования за этот обмен по закону, а также за неприкосновенность частной жизни.

240 0

Наряду с сердцем считается основной частью тела, местом расположения жизненной силы, души и ее силы. Означает мудрость, ум, управление и контроль. В голове есть место как для разума, так и для глупости. Она является объектом и почестей, и бесчестия: голову украшают, с одной стороны, корона славы и венок триумфатора, с другой, - пепел траура и наказание, шутовской колпак и уголья горящие. Когда человек брал на себя какой-либо обет, ему брили голову или помещали на нее корону. Голова , изображенная на гробнице, или мемориальный бюст олицетворяют жизненную силу и гениальность обладавшего ею человека. В головках цветов содержатся семена будущей жизни. Головы с крыльями означают жизненную силу, душу и сверхъестественную мудрость. Принесенные в жертву или добытые на охоте головы быков, коней или вепрей, считались вместилищем жизненной силы и плодовитости и развешивались на стенах домов. Их выносили при выполнении обрядов и Подавали на стол во время ритуальных обедов. Считается, что охотник, добывший чью-либо голову, получал жизненную силу и плодовитость жертвы. Поклон головой означает принижение вместилища своей жизненной силы перед другим и выражает почесть или подчинение. Кивнуть головой значит поручиться своей жизненной силой. Голова , покрытая завесой, (см. вуаль) означает непроницаемость, скрытность и тайное знание. Кроме того, головы жертв часто закрывались покрывалом или гирляндами, отсюда пошел обычай закрывать лицо невесты и монахини, которая умирает в своей прежней жизни. Вуаль или шляпа, помимо всего прочего, защищает внутреннюю жизнь головы. Боги и мифологические персонажи с двумя головами, такие как Янус, символизируют начало и конец, прошлое и будущее, вчера и сегодня, солярную и лунную силу. Это также Лунус-Луна, заходящая и восходящая сила солнца, выбор пути на перекрестке, судьба, начало всякого предприятия или путешествия, отъезд и возвращение. Двуликий Янус олицетворяет силы, открывающие и закрывающие двери, а значит его атрибутом будут ключи. Две головы означают также суждение и различение, причину и следствие, видение внутри и снаружи. Если в изображении соединены мужская и женская голова или король и королева, значит это андрогин, объединяющий противоположности. Подобная фигура символизирует также единство духовной и светской власти. Благоразумие аллегорически изображается двуглавым существом, смотрящим в обе стороны. Две головы Януса означают, кроме того, летнее солнцестояние в созвездии Рака (дверь человека), снижение и убывание силы солнца и, зимнее солнцестояние в созвездии Единорога (дверь богов), восхождение и прибывающую силу солнца. Головы Диоскуров, глядящие вверх и вниз, символизируют попеременное появление солнца в верхнем и нижнем полушарии, а также смену дня и ночи. Трехглавые боги символизируют три царства; прошлое, настоящее и будущее; три фазы луны; восходящее, полуденное и заходящее солнце. Так представлены Серапис, Геката и, иногда, Цернунн. Астральные божества со множеством голов символизируют всевидение или множество циклов или периодов развития. Животное или чудовище, держащее в зубах кольцо, - это страж пути. Головы, изображенные в виде фонтанов, означают силу речи и отдохновение. В кельтском эпосе голова несет солярный смысл и означает божество, мудрость и силу другого мира. Голова , венчающая колонну, имеет фаллическое значение; голова с фаллосом означает плодовитость, а также имеет погребальный и апотропаический смысл. Кельты традиционно объединяют голову и фаллос. Иногда бога Цернунна изображают трехглавым. У христиан Христос - Глава Церкви. Обезглавленные св. Албан, Клер, Денис, Петр и Валерия имеют голову в качестве эмблемы. У греков голова зерна, которое, согласно Платону, есть образ мира, была идентифицирована с Церерой как символом плодородия и являлась центральным звеном Элевсинских мистерий. В еврейской каббале - это Arik Anpin, Мощная Опора, Высшее Божество. В индуизме четыре головы Брахмы - источники четырех Вед. В скандинавской мифологии голова вепря, как символ Фрейи, наполнена жизненной силой, поэтому на празднике Юлетиде она олицетворяла изобилие и удачу в следующем году. У древних славян трехглавый бог смотрел на Небо, Землю и Море; на Небеса, Землю и Преисподнюю; в прошлое, настоящее и будущее. В шумеро-семитской мифологии семитский Эл и шумерский Мардук изображались двуглавыми, глядящими направо и налево, и имели то же значение, что и Янус.


Значения в других словарях

Голова

I Голова́ передний (или верхний, в частности у человека) обособленный от туловища отдел тела подвижных двусторонне-симметричных животных. В Г. сосредоточены высший отдел центральной нервной системы, некоторые органы чувств, а также передние отделы пищеварительной и дыхательной систем. Ещё не отдифференцированный, но уже отличающийся строением от остального тела передний конец животного обычно наз...

Голова

ГОЛОВА - название военных и административных должностей в России 16-17 вв. (стрелецкий голова, обозный голова, письменный голова и др.) и выборных городских и сословных должностей в 18 - нач. 20 вв. (городской голова, волостной голова, ремесленный голова). ...

Голова

ГОЛОВА, название военной и административных должностей в России 16 - 17 вв. (стрелецкий голова, обозный голова, письменный голова и др.) и выборных городских и сословных должностей в 18 - начале 20 вв. (городская голова, волостной голова, ремесленный голова). ...

Голова

(caput) - передний отдел тела насекомых, состоящий из нескольких сегментов, слившихся между собой в одно целое. Число сегментов, входящих в состав Г. насекомого еще не выяснено вполне, но на основании эмбриологических данных можно считать его не менее 6, причем первый передний сегмент не имеет конечностей и целомических мешков, тогда как остальные: сегмент антенн, или усиков, вставной, мандибулярн...

Голова

1. Верхняя часть тела человека. О размере, форме головы, лба, шеи, характерном физическом признаке. Античная, большая, величавая, громадная, длинная, длинношеяя, изящная, квадратная, клинообразная, колоссальная, короткошеяя, кочанная, круглая, крупная, крутая, крутолобая, лобастая, маленькая, массивная, низколобая, огромная, огурцеобразная, острая, породистая, правильная, редькой, строгая, сухая, ...

Треугольник встречается в символике всех религиозных, эзотерических и философских течений. В этом знаке сконцентрировано множество сакральных смыслов, скрывающих глубинные тайны божественного начала, макро- и микрокосма.

Треугольник — символ, значение которого раскрывает принцип иерархичности мира. Его вершина есть Великое Непроявленное, Бог Абсолют, источник всего сущего.

Треугольник с изображением глаза в верхней его части – знак возобладания духовного начала над плотными материальными мирами низших уровней реальности.

Символ треугольника в значении наиболее обширном суть священное триединство мироздания. Три вершины треугольника – знак неделимой структуры голографичной вселенной и каждой единицы, в ней проявленной.

Три – необходимое число, формирующее плоскость, как первичное проявление чего-либо в пространстве. Объем материального мира возможен лишь в троичной системе координат, где модель любого объекта может быть разбита на множество треугольников, лежащих в разных плоскостях друг относительно друга.

В христианской традиции треугольник — символ Троицы: дух, душа и тело; отец, сын и дух святой. В христианской живописи Бог Отец символически изображается с треугольным нимбом над головой, или же с сиянием в форме двух треугольников, пересекающихся между собой и формирующих знак шестиконечной звезды.

Два треугольника с разнонаправленными вершинами по-другому также называют звездой Соломона. Этот символ обозначает божественный союз двух противоположных начал: мужского и женского, активного и пассивного, тонкого и плотного, неба и земли. Этот символ также несет в себе смысл гармоничного сочетания четырех стихий природы в едином индивидуальном сознании.

В славянстве треугольник носит значение священного единства трех миров: Яви – материального мира, Прави – мира богов и Нави – мира духов.

Переплетенные между собой три треугольника символизируют полноту и совершенство универсума, тройственность на трех уровнях бытия. В нумерологическом аспекте три треугольника несут значения девятки, которая есть целостность и универсальность вселенной. За пределом этого числа следует только десятка – единица на новом витке эволюции. Потому три треугольника – также знак трансформационных процессов, суть разрушение, необходимое для дальнейшего сотворения нового.

В эзотерическом смысле символ треугольника заключает в себе универсальные законы космического устройства. В этом знаке сокрыт и герметический закон полярности, и философский принцип единства и борьбы противоположностей. Три есть два плюс один, что по своему смыслу сопоставимо с философской категорией Дао из китайской традиции, где Инь и Ян, женское и мужское сочетаются в идеальной гармонии взаимодействия.

Согласно Праведам – древнему знанию северных волхвов — треугольник – символ неделимости трех аспектов любого проявления: господь, бог и дьявол; универсум, время и пространство; сознание, движение и форма. Этот знак отображает метафизическую суть системы, в рамках которой возможен творческий акт и само динамическое существование. Осознающая индивидуальность создает мир вокруг себя посредством дуальной пары инструментов: энергии и материи. Выпадение из системы одного из трех элементов низвергает бытие в пучину небытия.

Треугольник в круге – символ упорядоченности проявленного мира в неупорядоченном хаосе вечного и бесконечного пространства универсума. Изображение треугольника, заключенного в окружность – явление Бога Творца в трех ипостасях существования. Этот знак – универсальная ячейка, голограмма и проекция, по шаблону которой разворачивается строительство всей многоуровневой иерархии мира.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Hveprv - Магический портал