Hveprv - Магический портал

«В наше трудное, как никогда, время …» – так можно было бы начать наш сегодняшний разговор, но с другой стороны – а бывают ли вообще простые времена? Разве найдется хоть какое-то время за всю человеческую историю, которое можно было бы назвать простым? И разве действительно наше время преследуют какие-то неимоверные трудности?

Разве проще было тем, кто выживал на руинах Империи в 90-е, кто голодал во время войны и восстанавливал страну после, не говоря уже о годах послереволюционной разрухи, большого террора и Гражданской войны? Каждое время преподносит людям свои испытания, устраивает свой экзамен, зачет в котором – жизнь, честь, достоинство, и очень редко – относительное благополучие.

Времена были трудными всегда, и во все времена человек искал помощи в трудностях, утешения в многочисленных бедах и скорбях, укрепления в тяжком труде. И именно это даровала людям вера в Бога.

Раз вы читаете этот текст, значит, скорее всего, вы уже поняли и ощутили в себе потребность в вере, однако что-то мешает вам сделать решительный шаг и уверовать, что-то тянет назад, тормозит ваше развитие. Как же сделать этот решающий шаг, как поверить в Бога?

К вере через доверие

Итак, вы пришли к пониманию необходимости веры, вы искренне хотите поверить, но вера не приходит. Что-то удерживает вас. Что же? Скорее всего, это ваш жизненный опыт, груз накопленных знаний, который противоречит тому, как в представлении обывателя должно работать Божественное провидение.

Почему люди творят добро, но не получают видимую награду? Почему существуют болезни и войны, почему люди гибнут в катастрофах? Почему кто-то может всю жизнь молиться, но таки не получить желаемое?

Хочу предложить вам следующее: давайте вспомним детство. Нет, даже не так, вам вряд ли удастся вспомнить себя году от роду. У вас есть маленькие дети, возможно, младшие братья и сестры? Давайте попробуем взглянуть на мир их глазами.

Вот представьте, вы только что научились ходить более-менее уверенно, уже не падаете на каждом шагу и даже пытаетесь бегать. Вы на прогулке, перебираете едва послушными ножками, следуя куда глаза глядят, ведь впереди столько неведомого и интересного. Но что это, вас подхватывают большие крепкие руки и возвращают в самое начала вашего пути, а то и вовсе разворачивают в другую сторону.

Почему? Ведь вы даже не упали, а если упадете – то не заплачете. Вы снова пытаетесь бежать, но пара рук преграждает вам путь. Вы возмущены, и во все горло выражаете недовольство несправедливостью этого мира. Руки подхватывают вас и уносят домой.

Вот вы уже постарше, этот возраст вы наверняка сами вспомните без труда. Как вспомните и ситуации, которые вас тогда огорчали, которые воплощали для вас «неправильность » и «несправедливость » мира. Лето, все ваши друзья уплетают мороженое, вы просите у мамы купить порцию и вам, но получаете отказ.

Почему, ведь вы же хорошо себя вели. Мама что-то объясняет, про то, что вы недавно переболели, но вы по малолетству еще не понимаете и выражаете обиду и возмущение или закатываете истерику, за которой следует возмездие – лишение прогулки, а то и шлепок.

Время летит, вы уже подросток. И тут «несправедливость » мира обрушивается на вас всей своей массой! Нельзя гулять допоздна, нельзя одеваться так, как нравится, нельзя проводить время с ребятами, которые не нравятся родителям, а ведь они такие классные. И все это несмотря на то, что вы отлично учитесь и прилежно выполняете все обязанности по дому. Ну что за несправедливость!

И только повзрослев и набив шишки, вы понимаете, насколько мудры были ваши родители, и как смехотворен был ваш детский и подростковый опыт, через призму которого родительская мудрость выглядела несправедливостью.

Вы понимаете, от скольких бед вас уберегли «несправедливые » на взгляд ребенка или подростка, но разумные наказания, запреты и проявления родительской строгости. Только благодаря им вы доросли до своих лет, не погубив здоровье, не потратив отпущенное на учебу время на пустяки, не сломав себе судьбу, связавшись с плохой компанией.

Представьте на минуту, что станет с ребенком или подростком, отношения с которым родители будут строить по принципу мены-торговли, которому родители будут продавать исполнение любых желаний за выполнение им обязанностей. Покушала кашу – можешь лизнуть розетку, убралась в комнате – вот тебе деньги на килограмм мороженого, получила пятерку за контрольную – гуляй хоть до утра, одевшись как Сейлор Мун.

Смешно? Но почему же многие пытаются строить свои отношения с Богом именно по этому принципу? Исполнили требования Бога, выраженные в Заповедях и Святоотеческих учениях, и ждут немедленного исполнения своих молитв, а не дождавшись, приходят к сомнению в своей вере?

Так ребенок ропщет на родителя, не потакающего его желаниям, будучи неспособным еще понять родительскую мудрость. И это при том, что разница между ребенком и родителем – от силы пара десятков лет.

Но есть ли на свете число, способное описать во сколько раз шире и непреодолимее пропасть между смертным человеком и вечным Богом? Разве в состоянии мы понять божью мудрость, продиктованную бесчисленными миллиардолетиями опыта?

Ответ очевиден. Что же остается тем, кто хочет поверить в Бога? Только довериться. Доверить-ся, то есть доверить себя Богу, подобно тому, как мы доверяли в свое время родителям, положиться на Его безмерную мудрость. И Господь, когда сочтет необходимым, своевременным и полезным для нас, дарует нам истинную светлую Веру.

Разговор с атеистом

Мне всегда казались глупыми и бесполезными разного инструкции по поводу того, как переубедить атеиста (либо наоборот, как атеисту переубедить «теиста »), ну разве можно переубедить в чем-то взрослого человека? Напрасная трата времени, которого нам и так отпущено не слишком много.

Однако нередко в жизни возникают ситуации, когда атеистом (или, как они сами себя наивно величают, «неверующим ») оказывается ваш молодой человек, жених или муж. К сожалению, как раз именно атеисты все чаще демонстрируют фанатичную нетерпимость в своей вере, и иного выхода, кроме как вступит в спор, попросту не остается.

Скажем сразу: заставить поверить в Бога атеиста без встречного движения со стороны последнего практически невозможно. Господь лишь протягивает руку, а взяться ли за нее – выбор человека. Но отстоять право на свои взгляды, сохранив при этом отношения, можно и нужно.

Вот несколько основных доводов, с которыми вам предстоит столкнуться:

  • Наука отрицает Бога. Это не так, существование Бога не противоречит ни одному из существующих научных законов. Также часто приходится слышать, что наука-де не нуждается в Боге. Есть легенда о том, как великий французский ученый Лаплас, изложив Наполеону свой взгляд на строение Солнечной системы, на вопрос императора «А где же Бог?» горделиво ответил: «Я не нуждаюсь в данной гипотезе». Возможно, великий Лаплас и не нуждался для построения модели Вселенной ни в чем, кроме Ньютоновой физики, но накопленный с годами объем знаний сделал невозможным взгляд дна Вселенную, как просто на мириады вечно носящихся в пустоте круглых камней. Развитие науки уподобило Лапласа первокласснику, который обходится сложением и вычитанием, не нуждаясь в синусах и интегралах. Ответом на новые знания стали Теория относительности и Теория Большого взрыва (в которых, кстати, так же не нуждался Лаплас), сделавшие начало (сотворение!) Мира и Времени – признанным научным фактом;
  • Попы сами грешат. Да, грешат, потому что служители Церкви – не ангелы, и даже не лучшие из людей. Но подумайте вот о чем: о продажности милиции, предвзятости судей и бесчестности прокуратуры ходят легенды, означает ли это, что Закон не нужен и, если его отменить, станет лучше? Вопрос риторический. Так же и грешность служителей Церкви и Веры не дискредитирует идею Веры как таковую;
  • Верующие – все ненормальные. А в больнице – все больные. Их сделала больными больница, или люди, почувствовав недомогание, сами пришли туда, где получат помощь? Больница врачует тело, а Вера – душу, потому люди, чувствуя душевную болезнь, идут туда, где получат помощь – к Вере и Церкви;
  • Вы не хотите решать сами за себя, и ждете указаний от Бога. Иллюзию того, что все решаешь за себя сам, может лелеять человек, живущий на необитаемом острове. Да и то, пока не встретит зверя покрупнее. Возможно тогда, взгромоздившись на дерево (если успеет), такой человек вдоволь посмеется над своей самонадеянностью. Над любым человеком, живущим в обществе, довлеют государство с его институтами подавления, начальство с финансовыми поводьями, родители, супруги и прочие, прочие очень многие силы, влияющие на те или иные решения. Вы сами решаете, платить ли налоги и сколько? Предоставлять ли справки в госучреждения, и какие именно? Даже в каком возрасте отдавать вашего собственного ребенка в школу, вам указывает соответствующий закон.

Бог, в отличие от мирских сил, не приказывает, не запрещает. Бог, Вера и Церковь лишь указывают Путь. Ступить ли на этот Путь – человек выбирает сам.

Не чувствую Бога. Вечная проблема большого количества людей, которые просто не ощущают никак Его присутствия в мире. Хочу поверить, принять христианство, но нет во мне ни особого трепета на службе, ни каких-то ярких переживаний, ни даже жизненных историй, говорящих о Его присутствии. Говорят, что Бог отвечает всем, кто хочет верить, так в чем проблема? Во мне? Или в том, что те, кто Его чувствуют, обманываются? Да и вообще - можно ли изнутри (то есть через чувствование) доказать бытие Бога?

Митрополит Сурожский Антоний о встрече со Христом:

И вот я у мамы попросил Евангелие, которое у нее оказалось, заперся в своем углу, посмотрел на книжку и обнаружил, что Евангелий четыре, а раз четыре, то одно из них, конечно, должно быть короче других. И так как я ничего хорошего не ожидал ни от одного из четырех, я решил прочесть самое короткое. И тут я попался; я много раз после этого обнаруживал, до чего Бог хитер бывает, когда Он располагает Свои сети, чтобы поймать рыбу; потому что, прочти я другое Евангелие, у меня были бы трудности; за каждым Евангелием есть какая-то культурная база; Марк же писал именно для таких молодых дикарей, как я, - для римского молодняка. Этого я не знал - но Бог знал. И Марк знал, может быть, когда написал короче других…

История о том, как игумен Никон (Воробьев) искал Бога:

Однажды летом 1915 года, когда Николай ощущал состояние полной безысходности, у него вдруг как молния промелькнула мысль о детских годах веры: а что, если действительно Бог существует? Ведь не может быть, чтобы Он не ответил ищущему Его человеку! И вот неверующий молодой человек от всей глубины своего существа, почти в отчаянии, воскликнул: «Господи, если Ты есть, то откройся мне! Я ищу Тебя не для каких-нибудь земных, корыстных целей. Мне одно только надо: есть Ты или нет Тебя?»…

Однажды я взял с собой в электричку Евангелие. Просто так, из любопытства. Что называется - почитать в дороге, ознакомиться с текстом. Открыл… И всё! Я вцепился в него и просто оторваться не мог: читал, читал, читал… Хотя, это очень утомительное занятие, особенно с непривычки. Чем дольше я читал, тем лучше начинал видеть, что понятия добра и зла оказывается, вовсе не абстрактны и не относительны. И все этические категории, которые существуют в мире, на самом деле имеют исток и объяснение вот в этой, невзрачной с виду книжечке…

* * *

Ожидание бывает томительным, но без него и радость встречи не стала бы такой яркой. Николай, Вы сейчас переживаете очень важный период, когда душа как бы созревает, готовится к встрече с Богом. И когда Он откроется Вам, это будет очень сильное переживание, после которого в Вашей жизни прак­тически каждая история будет так или иначе указывать на Его присутствие в мире. Но именно здесь, в этой точке встречи Вы будете поставлены перед необходимостью изменить себя. В принципе, любая серьезная встреча меняет нашу жизнь. Например, вступая в брак, человек оставляет множество своих холостяцких привычек и учится жить не в одиночку, а вдвоем с любимым человеком. Ну а уж насколько изменяется жизнь семьи после рождения ребенка (а ведь появление на свет нового человека - это тоже встреча) знают, наверное, все папы и мамы. Ожидая встречи с Богом, странно было бы полагать, будто она не потребует от человека изменений. Многие вещи, казавшиеся раньше вполне безобидными, вдруг окажутся грязными и мерзкими в свете чистоты и святости открывшегося Вам Бога. И от того, как Вы отнесетесь к увиденному в себе греху, будет зависеть, чем станет для Вас эта долгожданная встреча - судом или спасением

Постоянно употребляя слова «вера», «верить», «верующий», подхватывая за священником или диаконом «Верую во Единого…», задумываемся ли мы о том, что это такое - вера? Что значит верить в Бога? Почему один человек верит в Бога, а другой нет, в чем разница между этими двумя людьми? Как и почему обретает веру вчерашний безбожник? Попробуем прояснить это для себя с помощью главного редактора нашего журнала игумена Нектария (Морозова).

- Прежде всего - что есть вера? Это рациональное убеждение, некий вывод, к которому человек приходит, наблюдая и размышляя, - или это иррациональное душевное (духовное) состояние? Что должен сделать человек, чтобы прийти к вере?

На вопрос о том, что есть вера, лучше всего ответил, безусловно, апостол Павел в Послании к Евреям: осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (11, 1). Нам хорошо известно, что такое доверие. Мы общаемся с человеком, и благодаря его поступкам, его поведению по отношению к нам у нас возникает доверие к нему. Вера в Бога - это тоже доверие к Нему. Но здесь человек должен - даже совсем Бога не зная, не видя еще Его в своей жизни - поверить в то, что Он есть. Это очень похоже на тот самый шаг апостола Петра - с борта лодки на вздымающийся вал Генисаретского озера (см.: Мф. 14, 29). Петр совершает этот шаг по слову своего Учителя.

Как возникает вера в сердце человека - на этот вопрос до конца ответить невозможно. Вокруг нас масса людей, верующих и неверующих; как среди тех, так и среди других есть люди добрые, честные, милосердные, порядочные… И невозможно провести черту, сказать: вот этот тип людей с неизбежностью приходит к вере, а вот этот нет. Вера - это встреча с Богом, и она у разных людей происходит по-разному. Один человек переживает эту встречу непосредственно и не нуждается в рассуждениях, а другой думает, анализирует и приходит наконец к выводу, что Бог есть, и эта уверенность ума передается его сердцу. Один только разум, без участия сердца, к вере не приводит. Есть сколько угодно ученых, прекрасно понимающих, что ни одна из существующих научных теорий не объясняет зарождения вселенной, но неспособных почему-то сказать: «Верую, Господи и Создателю». Воспользоваться анализом может только тот человек, у которого встреча с Богом в сердце произошла. Есть такие слова в Апокалипсисе: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (3, 20). Кто-то услышит этот стук и откроет дверь - будучи ученым и придя в конце концов к выводу о бессилии науки в объяснении определенных вещей. Кто-то вдруг услышит стук, раздававшийся на самом деле всю его жизнь - получив нежданную помощь в скорби. А кто-то - когда его все бросят, когда он останется совсем один. И поймет, может быть, впервые, что есть Кто-то, Кто его любит. Но каждый из них узнает Бога, до той поры неведомого, в ощущении, которое ни с чем не перепутаешь. Потому что встреча с Богом предполагает узнавание. Ответить на вопрос, почему человек узнал Отца именно в этот момент, а не раньше, не позже - невозможно, конечно. Но любого из нас можно сравнить с плодом, висящим на ветке и созревающим в свой срок. Просто кто-то созреет, а кто-то так и провисит и упадет в конце концов с этой ветки несозревшим… Что такое вера? Одним словом можно ответить так: вера - это чудо.

- Люди часто спрашивают: что надо, чтоб укрепилась вера? Чтоб из зернышка она превратилась в могучее дерево? А для этого нужно по вере жить. Святых подвижников спрашивали: как обрести дар любви? И они отвечали: делай дела любви, и сердце твое обретет любовь. То же и с верой. Ведь есть вера ума, а есть вера сердца. Есть вера-знание, а есть вера-опыт. До того, как апостол Петр пошел по воде, он тоже знал, что для Бога все возможно, но знал теоретически. А ступив на воду, он обрел опыт - опыт веры. И такого опыта в жизни Петра, в жизни других апостолов и святых угодников оказалось много. По сути, Евангелие требует, чтоб мы пошли по воде. Оно требует от нас того, что с точки зрения земного разума - «здравого смысла», не учитывающего Вечности, - не только неразумно, но и вредно. Скажем, подставлять правую щеку, если ударили по левой (см.: Мф. 5, 39) - разве не вредно? Человек может спрашивать: ну хорошо, я исполню все, что требуется, а что со мной будет-то после этого? А может этого вопроса не задавать, а просто исполнить все, как велел Господь. И если человек поступит таким именно образом, он почувствует: там, куда он ступил, там, где не только почвы, даже воды не было - там есть опора, и она крепче всех земных опор. Так приходит опыт веры: я сделал что-то, послушавшись Господа, и Он меня не подвел, Он оказался верен. Бывает и иначе. Бывает, что человек обращается к Богу из бездны отчаяния, когда, кажется, никакого выхода из его ситуации нет и быть не может - и вдруг стены колодца, на дне которого человек себя видит, рассыпаются, и он выходит на Божий простор. Господь вмешался, потому что Он всегда рад прийти на помощь. И это тоже опыт, из которого рождается живая вера. Так человек ее обретает, так он в ней растет и укрепляется. А теряет - противоположным образом. Когда человек не складывает крупицы своего опыта в сокровищницу сердца, не отвечает Богу благодарностью, когда он говорит Богу: нет, я этого не хочу, не воспринимаю, не понимаю - тогда и происходит оскудение веры. Внезапно веру потерять нельзя; к потере веры человек идет, так же, как и к обретению веры. И то, и другое - результат множества маленьких шагов, которые мы совершаем. Потому важно вовремя понять, как опасны мелкие, незаметные, неосознаваемые шаги в сторону от Христа.

От иного психолога можно услышать, что вера - это всего лишь оптимальный для определенных натур способ жить, уход от всех проблем. Боюсь, что моя натура именно такова. Я знаю, что не могу без веры обойтись; но - вот парадокс - именно поэтому меня преследует сомнение в истинах веры. Мне думается, что я верю только потому, что вынуждена; что моя вера имеет характер некоей условленности с самою собою: «Чтобы жить - давай условимся, что для нас с тобой отныне вот так, а не иначе». Что бы Вы сказали на это?

Вы крайне усложнили то, что на самом деле очень просто. Вера - это действительно способ жить. Более того - единственный способ жить по-настоящему. Не существовать, не выживать, не коротать жизнь, а именно жить. Жизнь - это Божий дар. Множество людей растрачивают этот дар впустую, попирают его ногами, бездумно играют с ним или превращают его в некое постоянное для себя мучение - а живет-то по-настоящему меньшинство! Живут те, для кого жизнь - дар от Бога. И если человек выбирает жизнь с Богом, то это не психологический прием, применяемый им к самому себе, не условленность с самим собой, не субъективный выбор, связанный с особенностями личности, нет, это просто единственный верный путь. И совершенно не надо этого бояться.

А что касается того, что вера есть уход от проблем - вера на самом деле порождает огромное количество проблем. Для человека, познавшего Бога, врать - проблема, поступить корыстно - проблема, отказать ближнему в помощи - проблема. Вещи, которые раньше казались нравственно нейтральными, обретают именно нравственную окраску. Добро и зло явственно расходятся по своим полюсам, и человек лишается возможности компромисса. Сказать, что с верой жить проще, чем без веры, может только человек, не имеющий о вере никакого понятия. Вера - это не уход от ответственности, а, напротив, полная ответственность человека за его жизнь.

- Но разве нет, разве не было людей неверующих, но при этом совестливых? Разве они, оказываясь перед трудным выбором, не принимали ответственность на себя, не поступали нравственно? И можем ли мы назвать жизнь иного неверующего человека ущербной и неполноценной, если это великий ученый, например?

В том-то и дело, что вера - не компенсация неполноценности, не удел неудачников. В жизни есть много вещей, которые вполне могут человека удовлетворять. Но о людях, которые «прекрасно» обходятся без веры, Господь в Священном Писании говорит: Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век зане суть плоть (Быт. 6, 3). Человек может стать настолько плотяным, настолько земным, что его душа практически умирает в нем, и дух угасает, и он даже не ощущает потребности в том, для чего он создан. Но это тоже свободный выбор человека, и тоже некий итог, к которому он может прийти. Безрелигиозная совесть, о которой так много говорили в советские времена, - это та самая лукавая совесть, об очищении от которой молится священник в молитве Великого входа. По-настоящему верующий человек никогда не станет утверждать: «Я живу по совести», потому что знает: его совесть лукава. С помощью безрелигиозной совести человек себя обманывает. Люди, которые не обманывали себя, - святые - видели себя великими грешниками. Они смотрели на себя теми глазами, которыми смотрит на нас Господь. А обычный человек видит себя лучше, чем он есть. Человек, считающий, что его совесть чиста, нечестен с собою. «Чистая революционная совесть» железных большевиков и пламенных комсомольцев не мешала им, напротив, подвигала их на братоубийственную войну, террор, разрушение храмов. Есть субъективные критерии - их-то и выбирает для себя безрелигиозная совесть, причем каждый раз заново, в зависимости от эпохи - а есть незыблемый вечный критерий, это Господь.

Что есть сомнение: гордыня рассудка, убежденного, что только он один может все постигнуть, или просто-напросто здравость рассудка, его нормальное функционирование? Что делать с сомнением - просто молиться? Или попытаться переубедить рассудок на его языке, то есть его же рассудочными доводами?

Сомнение сомнению рознь. Есть сомнения, которыми колеблет наш ум враг. Все то, что делает в отношении нас враг, вменяется не нам, а ему. Другое дело - находят ли эти сомнения, колебания какую-то почву для себя в нас. Здесь начинается область уже нашей ответственности. Если мы укрепляем, развиваем, культивируем возникающие сомнения в своем сердце и сознании, значит, мы сами по той или иной причине склонны к ним. По какой же причине? Заметьте: люди нечестные и непорядочные бывают, как правило, недоверчивы и подозрительны к другим. Они никому не доверяют, потому что знают, что им самим доверять нельзя, и судят о других по себе. Так и здесь. Человек верный и преданный Богу не усомнится в Нем: если уж на меня, грешного, можно положиться, то тем паче на Господа.

- Значит, любое обдумывание, продумывание, следовательно, развитие своих сомнений - это заведомо грех?

Мыслительная способность - это то, что дано человеку для созидания. Для созидания души, дома душевного, собственной жизни и жизни вокруг себя. А бывает так, что мыслительный процесс выходит из-под контроля и становится хозяином человека. Тогда уже не мысль для человека, а человек для мысли. Должен ли человек думать? Да, он мыслящее существо, он должен думать. Но мыслительная деятельность должна находить опору в его сердце. Если вера у человека только в голове, он будет постоянно колебаться. Как только она спустится в область сердца, сомнения уйдут. Что для этого нужно? Для этого нужно стать проще. Потому что Бог - существо совершенно простое. А человек стал сложным в результате грехопадения. Но, по мере обретения той простоты, которую сообщает нам христианство, человек обретает способность верить просто, как дети. Почему Господь говорит: если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18, 3)? В чем секрет этой детской веры? Ребенок не умеет не доверять. Вот он потерялся, мы подходим к нему, берем за руку и говорим: «Пойдем, отведу тебя к маме». И он вкладывает свою ладошку в нашу и спокойно идет за нами. А мы, взрослые, недоверчивы: даже и того человека, который искренне предлагает нам помощь или спрашивает о нашем здоровье, мы в чем-то подозреваем. Это наша испорченность, искореженность грехом - с одной стороны, а с другой - горьким опытом нашей жизни. Но каждый человек призван обрести веру детскую. Перестать копаться в своих сомнениях, в своих рассуждениях и обратиться к своему непосредственному опыту. Ведь у каждого верующего он есть - опыт непосредственного участия Бога в его жизни. У каждого была такая минута, когда он не мог не понять: это Господь. Когда приходит сомнение, нужно просто вспомнить эту минуту - когда твоя рука легла в руку Божию. Ты же тогда знал, что это Он? Почему же теперь не веришь? Чем ты загромоздил свою дорогу к Богу? Что ты здесь настроил, какие рассуждения? Это все тебе не нужно. Когда мы вкладываем свою руку в руку Божию и Господь ведет нас путем порой трудным, жестким, но мы не вырываем своей руки, не убегаем - от этого вера крепнет.

А что, если это самое «мне Бог помог» - лишь некое самовнушение, самогипноз, благодаря которому я смогла себя внутренне организовать и выйти из какого-то кризисного состояния?

Если вы отказываетесь видеть помощь Божию и за нее благодарить, просив и получив ее, вы оказываетесь в числе тех самых девяти прокаженных, которые, будучи очищенными от проказы, не сочли нужным прийти и поблагодарить Христа (см.: Лк. 17, 12–19). Та душевная проказа, которой они страдали, была куда страшнее проказы телесной. Это неверие и неблагодарность, а вера дается благодарному сердцу. От неблагодарности и внутреннего предательства вера уходит.

- Я не раз читала о том, что в вере нельзя опираться на видимые, объективно свидетельствуемые чудеса - мироточение икон, схождение Благодатного Огня, отпечаток на Туринской Плащанице, благоухание мощей святых; что опора должна быть иной. Но мне все эти чудеса очень нужны!

Такая странная вещь: признать чудо чудом и опереться на него можно, только если ты уже имеешь веру. Если веры нет, чудо не убедит. Человек даст ему какое угодно объяснение или вовсе никакого объяснения не даст - просто забудет о нем. Для многих репортеров, рассказывающих о нисхождении Благодатного Огня в Иерусалиме на Пасху, это только новость в потоке новостей: она не изменяет их, как, кстати, не изменяет человечества в целом. Видимые чудеса - гораздо менее чудеса, чем те, которые происходят в сердцах человеческих. То, что мытарь Закхей, взрослый, состоятельный, скорее всего, по-настоящему испорченный своей жизнью и профессией человек, залез на смоковницу, чтобы увидеть Христа, - чудо (см.: Лк. 19, 1–10). А то, что Солнце остановилось, - не чудо. Тот, Кто создал это солнце, может его и остановить. Тот, Кто создал море, может сделать так, чтобы оно расступилось. А вот обратиться к Богу человек может только сам, по своему личному выбору. И это действительно чудо. Чудо - когда человек молится и вдруг чувствует, что Господь слышит его молитву, что Он ему отвечает - не голосом, не светом, а вот этим прикосновением к сердцу. Вот это гораздо чудеснее, чем расступившееся море. Я, может быть, чье-то осуждение на себя навлеку, но скажу все же, что лично для меня схождение Благодатного Огня не так важно, как те маленькие, казалось бы, чудеса, которые Господь совершал в моей собственной жизни. И если бы вдруг выяснилось, скажем, что нет никакого Благодатного Огня, что это просто трюк, как утверждают некоторые (сам я так не думаю, безусловно) - моей веры это нисколько не поколебало бы. Если вера человека рушится, как карточный домик, от разоблачения чуда - значит, это вовсе не вера. Видимое чудо у нас могут отнять, а вот то чудо, которое ведомо мне одному, которое произошло в моем сердце, никто и никогда у меня не отнимет. Повышенное внимание к видимым чудесам, стремление опереться на них в вере сродни стремлению опереться на костыли. Это слабость, хотя слабость не постыдная, естественная для нас. Однако надо учиться ходить без костылей.

Но еще раз скажу: для того чтобы с нами происходили эти подлинные, невидимые миру чудеса, надо стать как можно проще, не путаться в собственных мыслях. Есть вещи, которые не поддаются анализу. Мы можем анализировать внешние события и какие-то происходящие у нас в душе процессы, но наши взаимоотношения с Богом препарировать и анализировать, словно данные научного эксперимента, не надо. Надо понять, что нас лишает благодати, а что помогает ее стяжевать. Когда-то Господь не дает нам благодати, потому что это преждевременно, нам она сейчас не будет полезна; когда-то - чтоб у нас не сложилось впечатление, что она легко дается. Но в основном - гнев, осуждение, тяжелые, грубые грехи лишают наc благодати. И если мы постараемся избавиться от них, мы увидим, что есть еще какие-то, казалось бы, мелкие вещи, которые тоже лишают нас благодати. Есть что-то такое в нас самих, что благодати противится. Если мы это понимаем, значит, мы учимся благодатной жизни. А благодать и вера - понятия неразрывные, потому что подлинная вера - это дар благодати Божией. Когда в человеке вера жива, он ее ощущает именно как жизнь. От какой смерти нас Господь спас? От той, которою является на самом деле жизнь без Него. Чувство жизни с Богом - это и есть вера.

Есть ведь какая-то связь между сомнением и грехом. Человеку, не желающему или не находящему в себе сил расстаться со своими грехами, подсознательно надо, чтоб не было никакого Создателя и Судии.

Когда мы молимся, просим: «Господи, помоги, я пропадаю без Тебя», мы верим, что Он есть, что Он нас слышит и придет на помощь. Если бы не верили, то не молились бы. Но вот другая ситуация: человеку не нужна уже помощь, и он собирается совершить некий грех. Однако совесть подсказывает: Тот, Кому ты молился, - здесь, Он никуда не пропал. Как ты молился перед Его лицом, так ты и грешишь - перед Его лицом. А человек говорит: нет, это не так, где оно, это лицо?.. В старину были люди, которые полотенцами занавешивали иконы в своем доме прежде, чем совершить нечто греховное. Так же и Адам прятался от Творца своего между деревьями рая , как сказано в Книге Бытия (3, 8). Если человек, получивший от Бога дар веры, будет по вере жить, она будет в нем укрепляться, в противном случае - незаметно уйдет от него.

Этим, наверное, и объясняется испуг грешного человека при встрече с чудом, желание, чтоб чуда не было, чтоб оно оказалось обманом зрения или чьим-то трюком?

Если вас пугает чудо Божие, значит, у вас, как у жителей страны Гадаринской, есть свои свиньи, которые вам дороги, и вам не хочется, чтобы они бросились в озеро и там погибли (см.: Мк. 5, 11–14; Лк. 8, 32–34; Мф. 8, 30–34). Свиньи бывают разные, у кого-то они большие, толстые, хрюкают, трудно их не заметить, а у кого-то вполне симпатичные розовые свинки - но совесть-то подсказывает, что это свинки все-таки! Оттого и страшно, что вот сейчас явится Господь - и все то, что в нас несовместимо с Его светом, обнаружится и будет вытеснено, изгнано прочь. Страх и желание отвернуться в данном случае - защитная реакция. Однако в силах человека - каждый раз - сказать: «Господи, такой, как я есть - я боюсь Тебя; но я хочу научиться Тебя любить. Потому что я понимаю, что без Тебя пропаду».

- Сомнение и маловерие - как соотносятся эти понятия? Это одно и то же или нет?

Это понятия очень близкие. Помните, Господь говорит Петру, протягивая ему Свою руку: маловерный! зачем ты усомнился? (Мф. 14, 31). Маловерие - это малая вера, вера, которая живет в человеке, но не заставляет человека жить в соответствии с нею. Помните эпизод с исцелением бесноватого отрока? Отец этого отрока говорит Господу: если что можешь, сжалься над нами и помоги нам (Мк. 9, 22). У него есть вера, ее хватает на то, чтобы обратиться к Учителю, но не хватает на то, чтобы верить в Его всемогущество.

Есть люди, которые говорят, что не могут поверить в Бога и во все, что происходит в Церкви: «Нет веры, и все. Такой (такая) я, видно, по природе - неверующий (неверующая)». Что бы Вы сказали такому человеку?

Ничего бы говорить не стал. Бесполезно что-то говорить, доказывать человеку, который сам выставляет щит меж собой и Богом. О таком человеке нужно молиться, чтоб Господь его просветил. И являть ему ту любовь, которая в христианах, - главное свидетельство о привлекающем к себе сердца человеческие Боге Любви.

Беседовала Марина Бирюкова

Журнал "Православие и современность", №22 (38), 2012 г.

Вера в Бога - чувство, которое не поддается материальным оценкам. Люди, которые посещают храмы, читают святые писания, выполняют религиозные обряды, называют себя верующими. Однако настоящая вера не снаружи, а внутри, в сердце. Как поверить в Бога по-настоящему? Прежде всего, о Нем надо знать и искать Его.

Ищите Бога

Человек рождается в определенной национальной культуре, в которой присутствуют свои религиозные традиции. Происходит автоматическое приравнивание жителя арабской страны к мусульманам, славянской страны - к христианам, азиатской - к буддистам и т. д. Не всегда человека удовлетворяет традиционная религия. Он начинает искать что-то новое, и эти поиски расцениваются окружением негативно. А человек просто искренне хочет поверить в Бога по-настоящему. Как расценивать нельзя.

Разная религиозная традиция несет в себе определенное настроение. Настроение - это неповторимый тип отношений с Всевышним. Бог как отец, друг, повелитель. У каждой души свои, индивидуальные отношения с Ним. Прийти к пониманию этих отношений - одна из задач в поисках Бога. Человек начинает изучать разные религиозные традиции.

Писания о Боге

Все священные книги дают свое представление о Боге. В Новом завете Иисус Христос говорит о Боге как о любящем Отце небесном. В Коране Всевышний предстает как всемилостивый повелитель, которому поклоняются в настроении почтения и благоговения. В ведическом трактате «Махабхарата» описывается Верховный Господь Кришна как шаловливый мальчик и привлекательный юноша.

Господь имеет бесконечное количество образов и проявлений. Он - Абсолютная Истина, которой подвластно все. Какому Божественному Образу посвятить себя, каждый решит для себя сам. Здесь главное слушать сердце: куда тянется душа, где ей хорошо, на что она откликается. Бог - это любовь, а любовь - это блаженство. Все это правильные слова, но как поверить в Бога, если не верится? Здесь могут помочь святые, которые имеют не только глубокую веру, но и трансцендентный опыт.

Святые

Святыми принято считать людей, живущих в этом мире, но внутренне не принадлежащих ему. Все их мысли и надежды связаны с Богом и духовным миром. Главная их отличительная черта - вкус к духовной практике, отсутствие страха перед жизнью и смертью и присутствие Божественной любви в сердце. В писаниях говорится, что верой заражаются, как болезнью, от тех, кто ее имеет. Большая удача - встретить такого человека на жизненном пути. Еще больше повезет, если появится возможность жить рядом с ним, учится и служить ему.

Общение определяет сознание. Соприкосновение со святой личностью очищает ум от материальных желаний, и дарует вкус к духовности. Божественная энергия, проходящая через сердца этих людей, помогает поверить в Бога.

Проблема в том, что их очень мало, и они предпочитают вести уединенный образ жизни. Маловероятно, что посчастливится встретиться с ним. Как поверить в Бога, если святых в округе не наблюдается? Душа в поисках Бога обращается к религии.

Религия и религиозность

Религия - это попытка понять духовный мир и Всевышнего через материю. Люди составили святые писания и придумали обряды поклонения. Протоиерей сказал, что религия - это феномен земной, человеческий. В священных трактатах всех религиозных конфессий описано, как поверить в Бога. С помощью религии человек приобретает мировоззрение, которое ведет его по духовному пути.

Подобно тому, как невозможно стать врачом, прочитав медицинские учебники, так невозможно обрести веру, лишь прочитав священное писание. Здесь необходим особый настрой души и желание узнать Абсолютную Истину. Без такого подхода религиозность превращается в фанатизм.

Фанатизм и вера

Неспособность почувствовать духовные вибрации заменяется внешним поклонением. Это само по себе неплохо, но зачастую происходит крен в строгое соблюдение правил и предписаний в ущерб внутренней наполненности. Вместо того чтобы меняться в лучшую сторону, человек взращивает в себе гордыню. Он считает себя лучше других, потому что поклоняется Богу, а значит, он избранный. Возникает высокомерие и пренебрежительное отношение к людям.

Фанатики присутствуют во всех религиях. Они считают, что только их религиозная организация, их писания, их обряды и т. д. самые правильные. И только они знают, как поверить в Бога. Остальные - неверные, падшие, потому что выбрали неправильный путь. Встреча с фанатично настроенным человеком может убить слабый росток веры.

Но фанатиком может стать любой начинающий. Навязывая другим свою религию, он, в первую очередь, доказывает себе, что сделал правильный выбор. Это начальная стадия духовной жизни, через которую проходят практически все. Главное - не застрять на ней, не позволить гордыне одержать верх. Нужно помнить, что разрушая чужую веру, невозможно самому развиваться.

Что такое вера

Как заставить поверить в Бога? Ответ - никак. Вера не является предметом, который можно передать по собственному желанию. Можно быть лишь проводником этой Божественной энергии, действующей через человека. Вера - это не просто продукт размышлений, логических сопоставлений и доказательств. Она приходит из духовной реальности, вопреки нашим рассуждениям. Лишь имея ее в собственном сердце, можно передать другим.

«Вера - есть сила сердца»

Мыслитель Блез Паскаль

Но если сердце молчит, как поверить в Бога? Православие определяет веру как доверие человека к Божественной истине, не на основе разума и доказательств, а на основании свидетельств священных писаний. Вера - это не просто признание Бога, это безоговорочная преданность Ему.

Сомнения

Начальная вера очень хрупка. Сломать ее могут сомнения. Протоиерей Александр Лебедев определил четыре типа сомнений.

  1. Сомнение ума рождается от поверхностного знания. Оно проходит со временем по мере получения более глубокого знания.
  2. Сомнение сердца. Умом человек все понимает и принимает, но сердце не чувствует присутствие Бога и духовного мира. Здесь книги не помогут. Информация может удовлетворить ум, а сердце питается чувствами. Искренняя молитва Богу помогает избавиться от такого сомнения, т. к. Господь всегда отвечает на зов сердца.
  3. Сомнение возникает в результате конфликта ума и сердца. Оно чувствует, что Господь есть, а уму трудно поверить в Бога. Почему он допускает, чтобы люди страдали? Здесь помогут и молитвы, и книги.
  4. Сомнения жизни. Человек принимает существование Бога, но современная жизнь не располагает к соблюдению заповедей. Протоиерей Александр Лебедев рекомендует сделать решительный шаг и заставить себя следовать Божественным законам. Со временем это войдет в привычку и не будет вызывать трудностей.

Причина возникновения сомнений большое количество неизжитых материальных желаний.

Причины материальных желаний

Стремление к эгоистичным наслаждениям рождает бесконечное множество материальных желаний. Удовлетворить их невозможно, т. к. душевную пустоту не заполнить мертвыми вещами. Человека бросает из одной крайности в другую. Сначала он может наслаждаться до пресыщения, а потом резко от всего отрекаться, как Арамис из «Трех мушкетеров…» А. Дюма. Он то встречался с замужними дамами, то облачался в одежды священника и жил в монастыре.

Такие скитания ни к чему хорошему не приводят. Человек должен остановиться и подумать о себе и своей природе, о Боге, и своих взаимоотношениях с Ним. Найти ответы в священных писаниях.

Приглушить зуд материальных желаний поможет отказ от общения с материально настроенными людьми, которые живут под лозунгом: «Возьми от жизни все!». Эти советы помогают человеку, имеющему хоть какую-то веру. А как поверить в Бога атеисту?

В окопах атеистов нет

Словари определяют атеизм как неверие и отрицание Божественного начала. Советский Союз считался а советские граждане - атеистами. Но дела обстояли иначе. Человек много раз в жизни неосознанно говорит фразы, посвященные Богу: «Слава Богу», «Ну, помогай вам Бог», «Бог простит», «Бог в помощь» и т. д.

Нет такого человека, который в трудную минуту не обращался бы к высшим силам. Отчаяние заставляет поверить порой в самое невозможное. Известно, что во время Второй мировой войны перед боем молись все: и верующие, и партийные атеисты.

Истории известно много случаев о том, как поверить в Бога помогали сложные ситуации. Это подтверждает рассказ одного летчика. Самолет подбили вражеские зенитки. Падать пришлось с большой высоты. Все это время он отчаянно молился: «Господь, если ты есть, спаси меня, а я посвящу тебе жизнь». Договор был выполнен: летчик спасся чудесным образом и стал верующим. Заключение сделок с Богом - это начальный уровень веры.

Как развивается вера

Человек, приходя в этот мир, обусловлен своим телом, которое заставляет его искать определенные наслаждения. Есть люди, которые легко отказываются от удовольствий, связанных с едой, сексом и т. д. А для кого-то это смысл жизни. Эти категории людей по-разному заинтересованы в поисках Истины. Первые искренне обращаются к Богу, а вторые вспоминают о Господе либо в трудную минуту, либо из желания обрести побольше материальных благ. Первые более успешны в обретении веры, вторые пребывают в постоянных сомнениях.

Вера развивается от корыстных отношений с Богом: «Ты - мне, я - тебе», до полного бескорыстного служения Ему и окружающим.

Развитие веры помогает поверить в Бога по-настоящему. Православие, как и другие религиозные конфессии, определяет несколько уровней веры. Священник Валерий Духанин рассказывает о трех типах:

  1. Вера как уверенность. Человек принимает истины на уровне ума. Он убежден в существовании чего-либо: есть планета Венера, СССР победил в войне, Бог существует. Такая вера ничего не меняет внутри. Абсолютная Истина стоит в одном ряду с материей.
  2. Вера как доверие. На этом уровне человек не только принимает существование Бога на уровне ума, но она уже живет в сердце. С такой верой человек обращается к Господу с молитвами, в трудную минуту полагается на Него, живет согласно заповедям.
  3. Вера как верность. Человек не только признает Бога умом, доверяет Ему в сердце, но и готов последовать за Ним волей. Такая вера отличается чистотой любви, основанной на верности. Она предполагает жертвенность, когда жизнь строится согласно Божьей воле. Чтобы достичь такого уровня, необходима внутренняя работа над собой и своими страстями. Именно такая вера спасительна.

Как поверить в Бога по-настоящему

Причиной любой неудовлетворенности является отсутствие любви и счастья. Причина неудовлетворенности слабой верой в стремлении души к Божественной Любви. Сначала человек удовлетворяется внешними атрибутами: религиозные обряды, посещение храмов и святых мест. Если все действия носили механический характер, тогда наступает духовный кризис.

Путь к Богу - это путь к любви, долгий и полный страданий. Они возникают по вине самого человека, т. к. уровень сознания низкий. Чаще вместо любви проявляются злость и зависть, ненависть и агрессия, жадность и равнодушие и т. д. Если человеку нужна реальная, а не формальная вера, он должен быть честен с самим собой. Необходимо снять все психологические маски и защиты, и увидеть себя таким, какой есть - несовершенным. Признавая свои отрицательные качества, необходимо их принять. Этот шаг снижает гордыню, высокомерие и злословие.

Искренние молитвы помогают преодолеть страдания и идти по пути Любви. Ведические святые писания утверждают, что человек ничего не может делать, даже управлять своим телом. Единственно, что ему доступно - это желание. Господь исполняет все наши настоящие стремления. Сильное желание достичь Бога и иметь настоящую веру, также будет удовлетворено Всевышним.

Живу несколько заграницей, было всякое и хорошее и плохое. Все время появляются вопросы, зачем жить, в чем смысл моей жизни. Очень хочу верить в Бога, чувствую, что именно это мне поможет ответить на все вопросы. Но как прийти в церковь, как поверить честно, без раздумий, и смогу ли я вообще верить без раздумий. Как разделить рассудочное, и какое-то представления о Боге? Как верить, если не можешь представить. Не могу сформировать свои мысли о образе Бога, а читая книги на религиозные темы, не получается. Простите за сумбур, помогите советом, хотя понимаю, что на такие вопросы быстро не ответишь. ( 0 голосов : 0 из 5 )

Ирина, возраст: 37 / 06.05.2013

Самое важное

Лучшее новое

Почему не любят Церковь

Игорь Ашманов: Технология информационной атаки на Церковь (видео)

Более-менее очевидно то, что медийная кампания против Церкви - это искусственная вещь, которая спонсируется извне, раскручивается, там есть исполнители, есть там те, кто планирует, и так далее. Вы можете просто внимательно посмотреть сами, какие новости идут о Православной Церкви - вы увидите, что примерно раз в две-три недели идет довольно серьезный вброс...

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Hveprv - Магический портал