Hveprv - Магический портал

Кейс с протестами горожан против строительства храмовых комплексов, наиболее витринным из которых стало противостояние против строительства храма святой Екатерины в Екатеринбурге, ставит перед обществом сразу несколько вопросов для глубокого осмысления. Два самых главных из них: «Демократия – это претворение воли большинства или учет мнения меньшинства?», «Должна ли вершиться справедливость, если она разрушает мир и согласие?».

1-й зам. председателя Духовного управления мусульман Европейской части России

15 мая мусульманский мир встречает годовщину ан-Накбы – «катастрофы», в ходе которой в общей сложности более 700 тысяч палестинцев вынуждены были покинуть свои дома. Сегодня, по прошествии 70 лет, несколько поколений их потомков остаются в статусе беженцев, в то время как поселенческая активность с противоположной стороны не приостанавливается, несмотря ни на какие международные акты. К сожалению, и это особенно горько отметить в дни очередной годовщины Победы над нацизмом, за истекшие 70 лет человечество не сумело разрешить палестино-израильский конфликт, вернуть беженцев к родным очагам. Напротив, на каждый неразрешенный узел конфликта наслаиваются все новые и новые витки противоречий и вражды.

Мусульманская умма России сегодня всерьез озабочена выстраиванием системы образования и просвещения, которая отвечала бы современным реалиям. О том, как она работает и когда появятся первые кандидаты наук по исламской теологии, ТАСС рассказал глава Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман РФ Равиль Гайнутдин.

1-й зам. председателя Духовного управления мусульман Европейской части России

Сегодня в Санкт-Петербурге проходит историческая встреча двух выдающихся лидеров современности - Владимира Путина и Реджепа Эрдогана. Всевышний вновь дает нашим странам шанс на выстраивание стратегического сотрудничества.

Первый заместитель Председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ) Дамир Мухетдинов выступил с лекцией перед студентами Пермского государственного института искусства и культуры (ПГИИК). Тема лекции - «Российское мусульманство - путь к осмыслению и контекстуализации».

Председатель Духовного управления мусульман Пермского края

Бибарсов Ильхам Анвярович

Родился 1 января 1981 года в селе Средняя Елюзань Городищенского района Пензенской области. В 2000 году, после окончания средней школы № 1 п. Чаадаевка, поступил в Российский Исламский Университет в г. Казань. В 2003 года поступил также в Татарский Государственный Гуманитарный Педагогический Университет. В 2007 году успешно закончил оба высших учебных заведения. С июня 2005 года - имам-хатыб Пермской Соборной мечети.

Ильхам-хазрат – священнослужитель, постоянно изыскивающий и внедряющий новые формы и методы работы с молодёжью, студентами и школьниками. Так, его усилиями в 2006 году в Кадетской школе № 1 г. Перми началось преподавание нового курса - Основ религии Ислам.

11 февраля 2013 г. Ильхам Бибарсов на III Внеочередном отчетно-выборном Съезде Централизованной религиозной организации «Централизованное религиозное управление мусульман Пермского края» избран председателем Духовного управления мусульман Пермского края. Активно продолжает политику прежнего руководства Духовного управления, направленную на объединение мусульман края, решение острых социально-значимых задач. Занимается религиозным и духовным просвещением верующих, проводит занятия по основам Ислама. Постоянный организатор и ведущий встреч с верующими в городах и районах Пермского края.

Главной целью своей работы считает единение мусульманской общины. В настоящий момент занимается укреплением мусульманских общин на территории Перми и Пермского края, строительством новых мечетей.

Увлечения – научная и богословская литература, труды по истории ислама. Активный сторонник здорового образа жизни, спорта.

Женат, воспитывает дочь и двух сыновей.

Вечная память Герою. Муфтий шейх Равиль Гайнутдин выразил молитвенные соболезнования в связи с кончиной Махмута Ахметовича Гареева: Сегодня на 97-м году жизни завершил свой земной путь наш брат, Генерал армии, президент Академии военных наук РФ Махмут Ахметович Гареев. От имени Совета муфтиев России, Духовного управления мусульман Российской Федерации и себя лично выражаю искренние слова соболезнования. Я с моими братьями и сестрами в молитве. Ушел в Вечный мир легенда, герой, гордость татарского народа, всех народов нашей России, народов Советского Союза.

Председатель Духовного управления мусульман Российской Федерации и Совета муфтиев России муфтий шейх Равиль Гайнутдин вошел в Рейтинг самых влиятельных мусульман мира The Muslim-500 на 2020 год. Духовный лидер мусульман России идет под номером 123.

17 сентября в столице Республики Башкортостан городе Уфе прошел предсъездный Пленум Духовного управления мусульман Республики Башкортостан. По поручению председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации и Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина на мероприятии приняла участие делегация во главе с первым зампредом СМР и зампредом ДУМ РФ Рушаном хазратом Аббясовым. В состав делегации также вошел руководитель департамента внутренних дел СМР Али хазрат Хасанов.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Председателю Духовного управления мусульман Российской Федерации и Совета муфтиев России Равилю Гайнутдину Уважаемый Муфтий! Примите мои искренние поздравления с 60-летием. Вы посвятили свою жизнь духовному служению и многое сделали, для того чтобы традиционные ценности Ислама бережно сохранялись и передавались из поколения в поколение. Глубокие знания, умение принимать взвешенные решения позволили Вам снискать авторитет как среди российских мусульман, так и зарубежных единоверцев, заслужить уважение представителей других конфессий.

По поручению председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации и Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина заместитель руководителя аппарата СМР Ренат Абянов в четверг, 27 июня 2019 года, принял участие в VI Международном золотоордынском форуме «Pax Tatarica: генезис и наследие государственности Золотой Орды».

Централизованная религиозная организация Духовное собрание мусульман России (ДСМР) - организовано по инициативе региональных централизованных религиозных организаций мусульман Российской Федерации.

ДСМР учреждено в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международного права, Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 N 125-ФЗ; Федерального закона "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ. ДСМР создано на основе Священного Корана и Сунны Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего Аллаха), придерживается богословско-правового направления (мазхаба) ученых, последователей имама Агзама Абу-Ханифы и основ акыды Ахлю-Сунна валь-Джама"а, изложенных в трудах имама Абу Мансура аль-Матуриди (да пребудет с ними милость Всевышнего Аллаха), а так же опирается на духовно-канонические принципы и традиции Оренбургского Магометанского Духовного Собрания (созданной по высочайшему Указу Екатериной второй в 1788 году).

Учредителями Духовного собрания мусульман России выступили: централизованные религиозные организации Духовные управления мусульман Сибири «Омский Муфтият»; ДУМ города Москвы и Центрального региона "Московский Муфтият"; ДУМ Чувашской Республики. В состав учредителей вошли также местные религиозные организации мусульман Томска, Томской области и Чувашской Республики с более чем вековой историей и опытом работы.

ДСМР зарегистрировано в органах Министерства юстиции Российской Федерации 10 октября 2016 года (№ свидетельства о государственной регистрации 1167700068403). 30 ноября 2016 года в «Президент-Отеле» г. Москва состоялось первое торжественное учредительное заседание ДСМР с участием гостей из 12 стран. Единогласно избранному руководителю Духовного собрания мусульман России, муфтию Альбиру Крганову, как достойному продолжателю славных традиций исламского духовного просвещения на территории Российской Федерации, были вручены символы ДСМР - чернильница с пером, посох, чалма.

Глава ДСМР.

Муфтий Крганов Альбир Рифкатович, окончил медресе Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири при мечети 1000-летия принятия Ислама в Казани, Исламский институт им. Р. Фахрутдинова при Центральном духовном управлении мусульман России, Российский исламский Университет, факультет Чувашской филологии и культуры Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова, магистратуру Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Член Общественной палаты Российской Федерации с 2010 г. Автор и соавтор богословских книг и учебных пособий, статей и публикаций, научных альманахов.

Основными задачами ДСМР являются:

Распространение традиционных ценностей Ислама;

Объединение религиозных организаций для координации деятельности по совместному исповеданию Ислама, обучению и воспитанию в духе мусульманских ценностей, поддержанию здорового образа жизни, веротерпимости и взаимоуважения между людьми;

Внесение вклада в укрепление мира и межконфессионального спокойствия, возрождение духовности и достижение межнационального мира и согласия в российском обществе и на международной арене.

Для достижения уставных целей и задач ДСМР осуществляет следующие формы деятельности:

Сотрудничество и реализация совместных программ с различными национальными объединениями, общественным и централизованными религиозными организациями по теме предотвращения и предупреждения межнациональных конфликтов;

Создание духовных образовательных организаций для подготовки высококвалифицированных кадров из числа религиозных деятелей;

Проведение национальных и международных религиозных совещаний, съездов, семинаров;

Деятельность по проектированию и строительству мечетей, молитвенных домов.

Порядок (условия) вступления в ДСМР.

Мусульманские религиозные организации, изъявившие желание вступить в ДСМР, направляют соответствующее заявление и получают статус организации-наблюдателя. Статус организации-наблюдателя предоставляется религиозным организациям с тем, чтобы они могли ознакомиться с деятельностью ДСМР, участвовать в дискуссиях для последующего укрепления и развития совместного сотрудничества, в том числе проведения совместных мероприятий.

Геральдический знак ДСМР.

Древняя легенда гласит о том, что Пророк Мухаммад (да будут ему мир и приветствие от Всевышнего Аллаха) направил в Волжскую Булгарию трех своих сподвижников – сахабов, передав им с собой три предмета:чернильницу, посох и чалму. Согласно этой легенде опираясь на посох пророка Мухаммада (да будут ему мир и приветствие от Всевышнего Аллаха) сахабы впервые на этой булгарской земле выступили с проповедью-вагазом и занимались религиозным просвещением среди булгар.

Принося дань уважения, памятуя об исторической преемственности волжскими булгарами традиционного исламского учения, символы предметов, переданных сахабам пророком Мухаммадом (да будут ему мир и приветствие от Всевышнего Аллаха), легли в основу эмблемы ДСМР: чернильница с пером олицетворяет духовное просветительство, посох – предводительство, чалма – аскету.

Расстановка сил в исламском сообществе России после достаточно долгого периода затишья стала быстро меняться в конце 2016-го – начале 2017 года. Когда-то основных центров влияния в умме было всего два – Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) верховного муфтия Талгата Таджуддина и альянс его оппонентов, который в 1996 году возглавил московский муфтий Равиль Гайнутдин. В 2001 году к ним добавился союз северокавказских мусульман – Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК), и почти 10 лет умма была триполярной, что вполне устраивало власти. С конца 2010 года эта схема начала рушиться после появления Всероссийского муфтията, а в 2011 году полностью потеряла актуальность ввиду провозглашения ДУМ Республики Татарстан (ДУМ РТ) полностью самостоятельным муфтиятом. На данный момент в России насчитывается уже семь крупных мусульманских центров влияния, не считая совокупности мелких региональных муфтиятов, которые предпочитают сохранять независимость.

Дагестан выходит в лидеры

На начало текущего года в России было зарегистрировано 5513 мусульманских организаций, включая 83 централизованные. Реальное число общин заметно выше – не менее 8500, однако подсчитать его непросто ввиду отсутствия четкого критерия общины. Так, в Дагестане немало мечетей без общин – например, вблизи дорог для молитвы путешествующих, однако есть и общины без мечетей. Именно в этой республике, а также в соседних Ингушетии и Чечне большая часть общин не зарегистрирована. В других же регионах ситуация иная – доля зарегистрированных общин там достаточно высока, а в некоторых случаях, например, в Мурманской области или Карелии, их даже больше, чем реально действующих.

Исходя из вышеприведенного, на первое место среди мусульманских центров России по целому ряду параметров вышло ДУМ Дагестана (ДУМД), в марте текущего года обособившееся от КЦМСК. Этот муфтият – явный лидер по числу реально действующих общин, многие из которых созданы за пределами республики, а также по количеству учебных заведений и мощности кадрового резерва, без преувеличения, тысячи дагестанцев смогли получить отличное богословское образование как в России, так и за ее пределами, в связи с чем востребованы в мечетях по всей стране. Десятки дагестанских богословов и простых имамов были убиты ваххабитами, однако уцелевшие не потеряли присутствия духа и приобрели изрядную закалку.

Сейчас ДУМД во главе с муфтием Ахмадом Абдуллаевым, который также является главным суфийским шейхом дагестанцев во всем мире, фактически стало центром федерального уровня – его общины созданы в большинстве субъектов РФ и действуют либо самостоятельно, либо под эгидой общин ЦДУМ, ДУМ РТ и Духовного собрания мусульман России (ДСМР). Эти общины, как правило, малоконфликтны, и их лидеры не претендуют на захват власти в региональных уммах, концентрируясь на работе с дагестанцами и распространении суфизма. Например, имам-хатыбом крупнейшей мечети Новосибирска служит дагестанский суфий Мухаммад Мухаммадов, который, являясь представителем муфтия Дагестана в регионе, также подчиняется местному муфтию-татарину.

Важным признаком присутствия представителей ДУМД в мечетях является газета «Ассалам» – самое тиражное из печатных мусульманских СМИ России, усиленное распространение которого некоторое время назад стало формальным поводом конфликта ДУМД и КЦМСК. Общая численность общин ДУМД в пределах Дагестана достигает 2600 (при 800 зарегистрированных), а за пределами республики их не менее 200 – то есть суммарно около 2800. Интересно отметить, что численность не подчиняющихся ДУМД ваххабитских общин известна точнее – руководство муфтията в 2016 году говорило о 62 подобных мечетях, хотя к настоящему времени их численность определенно снизилась.

Этот муфтият связывают особенно дружеские отношения с ДСМР и ДУМ РТ, весьма успешно идет сотрудничество и с ЦДУМ. С КЦМСК у ДУМД начался период недопонимания, однако с чеченским муфтиятом таких проблем не отмечается. Совет муфтиев России (СМР), ДУМ Крыма и города Севастополя придерживаются в отношении ДУМД нейтралитета. По факту ДУМД является мусульманским центром федерального уровня, однако старается не создавать параллельные юрисдикции за пределами Дагестана.

Суверенный Татарстан

Второе место по количеству реально действующих общин и первое – по юрлицам занимает ДУМ РТ муфтия Камиля Самигуллина. На территории Республики Татарстан, которая является зоной юрисдикции этого муфтията, действует до 1500 мусульманских организаций, включая стратегически важные для системы мусульманского образования России центры – Российский исламский университет в Казани и Болгарскую исламскую академию, которая уже в этом году должна начать свою работу. Ранее на базе ДУМ РТ действовал Казанский муфтият, в который дополнительно входило около 30 общин в Поволжье и на Дальнем Востоке, однако в настоящее время его деятельность заморожена.

ДУМ РТ имеет ряд конкурентных преимуществ перед другими мусульманскими центрами – молодого и не запятнавшего свою репутацию во внутримусульманских конфликтах муфтия-богослова, который выступает ревнителем традиционного татарского ислама и пропагандистом суфизма, самую мощную систему электронных СМИ и хорошие перспективы первым из муфтиятов создать долгожданное исламское телевидение федерального уровня (этот проект муфтий республики анонсировал в апреле с.г.), единственную в России исламскую академию, неплохой кадровый ресурс и высокий уровень внутренней стабильности. К минусам этой структуры можно отнести ее региональный статус и, как следствие, совсем небольшой резерв для увеличения числа общин.

Самые теплые отношения связывают ДУМ РТ с ДУМД, ЦДУМ и ДСМР, на высоком уровне они поддерживаются и с КЦМСК. С мусульманами Крыма у ДУМ РТ отношения ровные, а вот с СМР они не задались – муфтий Равиль Гайнутдин так и не простил татарстанцам выход из своей организации в 2011 году и демонстративно отказывается посещать проходящие на их территории мероприятия. Дополнительное напряжение между СМР и ДУМ РТ придает деятельность бывшего первого заместителя ДУМ РТ Рустама Батрова, который после перехода на работу в СМР систематически подвергает руководство ДУМ РТ жесткой критике.

Старейшее, но не крупнейшее ЦДУМ

На третьей позиции по численности общин располагается старейшая мусульманская структура России – ЦДУМ верховного муфтия Талгата Таджуддина. Несмотря на множественные расколы, преследовавшие его на протяжении последней четверти века, ЦДУМ сохранил солидное количество мечетей и влияние в десятках регионов. Его ядро составляют более чем 500 общин в Башкортостане, а еще 600 общин сосредоточено в пяти крупнейших региональных управлениях ЦДУМ – самарском, оренбургском, челябинском, ульяновском и пермском. Более мелкие региональные муфтияты – удмуртский, астраханский, волгоградский и другие дают более 300 общин, что в сумме составляет примерно 1400 единиц. При этом ЦДУМ еще имеет резервы развития и вполне может перегнать ДУМ РТ и по числу юрлиц, и по числу реально действующих общин.

Конкурентных преимуществ у ЦДУМ немало – это и более чем двухвековая история, и особый авторитет верховного муфтия Талгата Таджуддина, который единственный из российских муфтиев удостаивается отдельных аудиенций у главы страны, солидное число общин и крупный университет в Уфе. Плюс «булгарский проект», результатом которого стало создание полноценного духовного центра татар всего мира в татарстанском городе Булгар, является заслугой именно Талгата Таджуддина.

Впрочем, есть в ЦДУМ и серьезные проблемы – это пожилой возраст большинства имамов вкупе со скромным кадровым резервом, неудачное для всероссийского мусульманского центра периферийное расположение центрального аппарата, которое сильно затрудняет полноценную работу с федеральными властями и СМИ, а также продолжающиеся расколы.

Сейчас зона юрисдикции ЦДУМ охватывает всю страну за исключением Северо-Кавказского федерального округа, Татарстана, Адыгеи, Калмыкии и Краснодарского края.

Самые тесные отношения связывают ЦДУМ с ДУМ РТ и ДУМД, тем более что Таджуддин сам является суфием. С КЦМСК и мусульманами Крыма отношения у ЦДУМ ровные, а вот с СМР и ДСМР – враждебные, хотя острота этих конфликтов уже во многом утрачена.

Потерянная координация

После выхода ДУМД Координационный центр мусульман Северного Кавказа переместился с первой на четвертую позицию по влиянию, сохранив контроль примерно над 1 тыс. реально действующих общин при 500 зарегистрированных. Половина из них сосредоточена в Чеченской Республике, муфтият которой официально вернулся в КЦМСК в 2017 году (не менее 500 при 115 зарегистрированных), более чем по 100 мечетей действует также в Ингушетии (хотя там зарегистрировано всего 19 мусульманских юрлиц), в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Подчиняются КЦМСК и более мелкие муфтияты – Ставропольский, Адыгеи и Краснодарского края, Северной Осетии и Калмыкии.

Последние годы КЦМСК стабильно развивался, оправляясь после кризиса 2012 года, когда его покинул Чеченский муфтият. В состав этой организации вернулись некогда потерянные общины Ставропольского края, удалось наладить отношения с новым муфтием Чечни Салахом Межиевым, который согласился стать зампредом КЦМСК, но конфликт с ДУМД, весной этого года официально покинувший альянс северокавказских муфтиятов, обнулил все эти достижения. Впрочем, конкурентные преимущества у КЦМСК сохранились – членство его председателя в Совете при президенте и Межрелигиозном совете России, особые отношения с грантораспределяющими организациями, два крупных университета в Грозном и Нальчике плюс множество средних медресе, а также мощный союзник в лице чеченских мусульман. Из минусов здесь можно отметить слабость СМИ и незаметную до недавнего времени работу центрального аппарата – так, официальный сайт КЦМСК был запущен только в этом году.

Зона юрисдикции КЦМСК сейчас ограничена территорией СКФО (за исключением Дагестана), Адыгеей, Калмыкией и Краснодарским краем. Этот альянс имеет просуфийский и антиваххабитский характер и дружит со всеми мусульманскими центрами страны за исключением ДУМД.

С выгодных позиций Москвы

На пятой позиции с небольшим отрывом от КЦМСК расположился Совет муфтиев России, который контролирует чуть больше 900 общин. Большая часть из них (свыше 500) сконцентрирована в Башкортостане и подчиняется ДУМ Республики Башкортостан, которое входит в СМР уже во многом формально и вполне может в ближайшее время либо объявить о своей независимости, либо вернуться в состав ЦДУМ. Оставшиеся организации раскиданы по всей стране – от Якутии до Калининграда и от Мурманска до Сочи. СМР не признает разделения сфер влияния с другими муфтиятами и имеет свои организации в пределах зон ответственности ЦДУМ, КЦМСК, ДУМ РТ и независимых муфтиятов. Более того, в одном регионе могут сосуществовать разные ЦРО юрисдикции СМР – например, в Свердловской области их целых три.

Ядром и во многих случаях альтер-эго СМР является ДУМ Российской Федерации, которым одно время предлагалось заменить СМР, но из-за бунта ряда региональных муфтиятов эту идею пришлось похоронить. Председательство в ДУМ РФ позволяет муфтию Равилю Гайнутдину именовать себя духовным лидером мусульман всей России, хотя по факту он контролирует не более 11% реально действующих общин страны (или 16–18% от числа зарегистрированных). Несмотря на такие скромные показатели численности организаций, СМР является абсолютным лидером по числу ЦРО, располагая почти половиной от их общего количества и активно продолжая создавать новые.

К другим конкурентным преимуществам СМР можно отнести удачное расположение центрального аппарата в Москве и контроль над крупнейшей мечетью столицы, интенсивную международную деятельность, активнейший самопиар и привилегированный доступ к внутренним и внешним источникам финансирования. Лидеры СМР представлены в Президентском совете, Межрелигиозном совете России, Общественной палате и целом ряде общественных советов при министерствах и ведомствах.

Между тем вышеперечисленные плюсы уже не компенсируют накопившиеся минусы, из-за которых СМР восьмой год теряет свое влияние в умме. Структура Равиля Гайнутдина проигрывает ЦДУМ по исторически сложившемуся авторитету, а ДУМ РТ, ДУМД и ДСМР – по динамике развития. СМР потеряло контроль над ключевыми интернет-СМИ, ее печатные издания малоизвестны, а ситуация с радиоэлектронными СМИ выглядит катастрофической. Так, муфтий Камиль Самигуллин давно обогнал Равиля Гайнутдина по цитируемости в СМИ, да и Талгат Таджуддин с Альбиром Кргановым (лидер ДСМР) свое присутствие в них резко увеличили. Международная деятельность тоже имеет проблемные сферы – например, в Сирии делегациям СМР не рады, и им приходится ездить в Ливан, а у других мусульманских центров проблем с этим нет, и они регулярно посещают САР. Повышенная скандальность лидеров СМР, которые только в этом году поссорились с Управлением внутренней политики администрации президента и мэрией Москвы, а также систематические случаи осуждения его духовных лиц за экстремизм и терроризм (таковых уже более 30) авторитета этой организации тем более не повышают.

У СМР открыто враждебные отношения с ЦДУМ и ДСМР, а с ДУМ РТ они близки к таковым. КЦМСК и ДУМД открыто с СМР не конфликтуют, однако их отношения натянуты, особенно после скандала с неприятием СМР антиваххабитской «Грозненской фетвы». Однозначным союзником СМР можно назвать только ДУМ Республики Крым и города Севастополя.

Новички в умме

Духовное управление мусульман Республики Крым и города Севастополя официально пополнило ряды российских муфтиятов только в 2015 году, пройдя соответствующую перерегистрацию. За это время оно изрядно оздоровилось, избавившись от контроля Меджлиса крымско-татарского народа и множества сторонников запрещенных в России организаций – от «Братьев-мусульман» до «Хизб ут-Тахрир». Муфтия Крыма Эмирали Аблаева сложно назвать сильным мусульманским лидером, однако власти он вполне устраивает и раздражения у других мусульманских центров не вызывает. Крымский муфтият с его 350 общинами дружит со всеми крупными мусульманскими центрами России, особенно выделяя СМР. Его единственным открытым оппонентом является альтернативный Таврический муфтият, который до сих пор не зарегистрирован, однако обладает десятками мечетей.

Духовное собрание мусульман России является самым юным центром российских мусульман и самым скромным по числу контролируемых общин – у него их не больше 200. Тем не менее структура муфтия Альбира Крганова позиционирует себя как новый федеральный центр российских мусульман и может похвастаться серьезными позициями в трех крупнейших городах России – в Москве у муфтия Крганова и его союзников две мечети из шести, а в Санкт-Петербурге и Новосибирске – вообще все. Основной массив общин ДСМР сосредоточен в Чувашии, Омской области и Ханты-Мансийском АО, немало их также в Кемеровской и Томской областях.

Муфтий Альбир Крганов находится в дружеских отношениях с властями Москвы, и именно у него наибольшие шансы построить следующую столичную мечеть. Многолетнее членство в Общественной палате позволило ему обрасти серьезными связями, и с его присутствием в столице приходится считаться некогда безальтернативному Равилю Гайнутдину.

ДСМР представляет собой альянс региональных муфтиятов и отдельных общин, лидеры которых пользуются достаточно большой степенью независимости. Этот альянс имеет тесные связи с ДУМД, ДУМ РТ и КЦМСК, дружественен Крымскому муфтияту, однако враждебен и СМР, и ЦДУМ, которые потеряли из-за него немало общин.

За рамками вышеперечисленных семи полюсов влияния остаются несколько независимых региональных муфтиятов – Тюменский, Барнаульский, Горноалтайский и Иркутский, а также осколки Всероссийского и Объединенного муфтиятов. Суммарно у них не более 200 общин.

***

Как будет развиваться российская умма в таком разрезе? Есть разные варианты: количество полюсов может как возрасти за счет обособления ДУМ Республики Башкортостан, так и уменьшиться за счет вхождения Крымского муфтията в состав СМР или возвращения ДУМД в КЦМСК. Нормально ли такое дробление? Уже да, поскольку опасность установления контроля над ключевыми ДУМами со стороны ваххабитов миновала и подавляющее большинство общин подчиняются абсолютно традиционалистским центрам – особенно хорошо это было видно на примере «Грозненской фетвы», которую не поддержало только 400 общин юрисдикции СМР. Да, существующая многополярность доставляет неудобства властям, которым было проще работать с двумя-тремя центрами, однако ничего угрожающего национальной безопасности России в ней уже нет.

Роман Анатольевич Силантьев – исламовед, профессор Московского государственного лингвистического университета.

Духо́вное управле́ние мусульма́н Росси́йской Федера́ции - централизованная религиозная организация, созданная в 1994 году в Москве. С момента учреждения председателем ДУМ РФ является муфтий шейх Равиль Гайнутдин .

Духовное управление мусульман Российской Федерации
Общие сведения
Другие названия ДУМ Центрально-Европейского региона России (до 1998), Духовное управление мусульман Европейской части России (до 2014), Московский муфтият
Дата создания
Основатель Равиль Гайнутдин
Вероисповедание
Правовая школа ханафитский и шафиитский мазхабы
Распространение
Страны Россия
Управление
Муфтий Равиль Гайнутдин
Заместители Дамир Гизатуллин
Дамир Мухетдинов
Рафик Фаттахетдинов
Ильдар Аляутдинов
Резиденция Москва
Главный храм Московская Соборная мечеть
Структура
Органы управления Маджлис, Президиум, Председатель
Отделы Аппарат, Управление делами ДУМ РФ, Отдел строительства и архитектуры, протокольный отдел, секретариат, пресс-служба.
Подконтрольные организации около 400 организаций из 37 регионов РФ
Высшие учебные заведения МИУ, НИИ им. Х.Фаизханова , начальное медресе при Московской соборной мечети, МИК, начальное медресе при Исторической мечети Москвы , НИМ «Махинур», НИМ им. шейха Абдулджалила Биккинина
Информационные ресурсы
Издания Ислам минбаре
Веб-сайты
Информация в Викиданных ?

История

Создано как Духовное управление мусульман Центрально-Европейского региона России.

9 декабря 1998 года на съезде было переименовано в Духовное управление мусульман Европейской части России (ДУМЕР).

21 сентября 2014 года на VI съезде организации было принято решение об её переименовании в Духовное управление мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ).

По данным съезда Духовного управления от 23 сентября 2009 года, в его состав входят 367 местных и централизованных религиозных организаций мусульман из 37 регионов. К концу 2011 года, по сведениям отдела по работе с МРОМ [расшифровать ] Духовного управления, в юрисдикцию муфтията входят около 400 религиозных организаций в Центральном, Уральском, Южном, Северо-Западном, Приволжском федеральном округах.

Руководство

Резиденция ДУМ РФ находится в комплексе Московской соборной мечети . Высшим органом, принимающим решения, является Маджлис - съезд делегатов духовенства и прихожан духовных управлений мусульман в составе ДУМ РФ. Непосредственно деятельностью ДУМ РФ руководит Президиум и председатель. Председатель организации, согласно устава, избирается раз в пять лет.

Структура

В структуре ДУМ РФ: Аппарат (Департамент внутренних дел и Департамент образования и науки), Управление делами ДУМ РФ, Отдел строительства и архитектуры, протокольный отдел, секретариат ДУМ РФ, пресс-служба ДУМ РФ.

Заместители председателя

Заместители председателя: первые заместители председателя - Дамир Гизатуллин, Дамир Мухетдинов , заместитель председателя - Рафик Фаттахетдинов. Имам Московской соборной мечети, имам-мухтасиб Москвы

Кто сегодня глава мусульман России и главный муфтий страны?

Если верить материалам, опубликованным в последние годы на многочисленных официальных сайтах Совета муфтиев России, что именно это объединение является крупнейшим в России, а его муфтий Р. Гайнутдин является вроде как “признанным главой” российских мусульман.

Пиар-команда муфтия не стесняется называть его и “главным муфтием страны”, и “духовным лидером российских мусульман”. Ему приписываются заслуги в урегулировании российско-турецких отношений, расширению связей с рядом мусульманских стран и многие другие.

Он и на Северном Кавказе мир установил, и систему отечественного исламского образования из кризиса вывел, и…, и …

Разве что Луну еще не посетил и не договорился о распространении среди инопланетян исключительно традиционного для России ислама. А сколько написано о выполнении муфтием прямых распоряжений главы российского государства уже и не посчитать!!!

А чего стесняться то, рассуждают гайнутдиновские пиарщики под мудрым руководством Дамира Мухетдинова , – ведь никто не останавливает! Да и дивиденды это приносит немалые.

Постепенно некоторые чиновники и журналисты, не желающие вникнуть в суть происходящего, начинают приучаться и верить тому, что как мантру в каждом материале повторяют СМРовские пропагандисты. Даже дипломаты ряда стран, а также одиозные экстремистские фигуры мусульманского мира, типа Ю.Кардави , объявившего Россию врагом № 1 исламского мира, фактически признали Р.Гайнутдина главным муфтием России.

Вот как! Давно замечено – чем неправдоподобнее ложь, тем легче в нее верят!!!

Специалисты же знают реальное положение вещей. Что контролирует самопровозглашенный “духовный лидер российских мусульман” и “главный муфтий” менее 15% мусульманских приходов страны, что несколько десятков воспитанников СМР официально признаны уполномоченными органами РФ экстремистами и террористами, что никаких личных, а тем более особых контактов с В.В.Путиным московский муфтий не имеет. Что никаких поручений во внешнеполитической области ни по линии главы государства, ни по линии МИД РФ он не выполнял.


Да, иногда его приглашают на приемы в Кремль в составе мусульманского пула, но в него входят и многие другие муфтии страны, не использующие авторитет главы государства в самопиаре. И действительно, кто-нибудь слышал или читал заявления верховного муфтия Т.Таджуддина , или семи муфтиев Координационного центра мусульман Северного Кавказа, или муфтия Татастана К.Самигуллина , или муфтия Ставропольского края М.Рахимова , или бывшего муфтия Пермского края М.Хузина и многих многих других, также приглашавшихся на кремлевские приемы, об особой близости к В.В Путину .

Просто совесть есть у людей!!!

Позорный пиар продолжается не только в аналитических статьях. Тотальное искажение действительности гайнутдиновских СМИ уже стало повседневной практикой, в обычной новостной ленте.

Похоже, российских мусульман гайнутдиновцы держат за полных идиотов, если публикуют подобное.

Итак, казалось бы, рядовая статья на сайте ДУМРФ “Муфтий шейх Равиль Гайнутдин встретился с Джамалом Яндиевым” от 5 декабря 2016, опубликована в 17:45. Читаем: “Муфтий шейх Равиль Гайнутдин встретился у себя в резиденции в Московской Соборной мечети с Джамалом-Лейла Джабраиловичем Яндиевым. У получившего в минувшую пятницу назначение Президента России В.В. Путина на высокую должность заместителя Председателя Правительства Коми Джамала Яндиева сегодня первый рабочий день. И первый визит за благословением на исполнение своих должностных обязанностей Джамал Джабраилович совершил к духовному лидеру мусульман России” .

Ну, про “духовного лидера” понятно – это уже клиника, но из текста следует, что Д. Яндиев получил назначение на должность заместителя председателя правительства Республики Коми от Президента России В.В Путина. Ведь знают же в СМР, что в России глава государства не назначает даже губернаторов, не имеет отношения к назначению ни вице-губернаторов и его помощников, ни председателей правительства российских регионов, а тем более их заместителей.

Получается, сознательно вводят в заблуждение? Так и хочется подсказать Р. Гайнутдину и Д. Мухетдинову , что и уборщиц в администрации главы Республики Коми В.В.Путин не назначал.

Обращает на себя также внимание и то, что в свой первый рабочий день светский чиновник Д. Яндиев оказался не на рабочем месте, не представлялся руководству и коллективу, а посетил Р.Гайнутдина за “божественным” благословением.

Читаем дальше: “Первая рабочая встреча в новом статусе гостя прошла в конструктивной атмосфере. Джамал Джабраилович Яндиев кратко изложил одобренную российским руководством стратегию своей деятельности в команде Правительства Республики Коми” . Вот сразу как! В.В.Путин, которому Д.Яндиев, получается, подробно рассказал стратегию своей деятельности на новом посту, одобрил его планы. Вторым человеком, с кем Д.Яндиев поделился ими был, естественно, “духовный лидер российских мусульман”. Круто!

Но дальше-еще круче: “Помимо должности Вице-премьера, на Джамала Яндиева возложены обязанности специального представителя республики, перед которым стоят задачи, в том числе по привлечению инвестиций Исламского фонда. По словам Джамала-Лейла Джабраиловича , арабским инвесторам предложат вложить деньги в строительство новых автодорог, развитие железнодорожной сети и деревообрабатывающую промышленность. В своем рассказе гость отметил об успешном опыте взаимодействия с арабскими странами: полгода назад Российским фондом прямых инвестиций в РФ было привлечено около пяти миллиардов долларов из личного фонда короля ОАЭ. Однако деньги, которые в течение полугода не были освоены, отозвали обратно “.


Оказывается, Д.Яндиев был назначен на должность вице-премьера (всего у главы правительства республики 7 вице-премьеров) “за успехи” по привлечению инвестиций из арабского мира. Гость так и рассказал “духовному лидеру”, мол, добыл денежки для России от короля ОАЭ, но … не добыл. Отозвали их нехристи!!! А так, в целом, очень даже себе успешно получилось!!! Ну и благословил духовный наставник чиновника, мол, продолжайте дальше свою успешную деятельность!

Вот такой вот образец информационной работы. Кстати, Равиль и Дамир-хазраты , пора бы уже выучить “проводникам внешней политики России в арабском и мусульманском мире”, что в ОАЭ нет короля! Монархи маленьких эмиратов, объединенных в единое государство, сменяют там друг друга на посту президента!

Не буду утомлять читателя разбором других пиар-выкидышей гайнутдиновской пропаганды. Не стоит оно Вашего времени. Разве что для раздела юмора припасти. Просто раз и навсегда каждый из нас, будь то рядовой мусульманин, чиновник, журналист, дипломат должен сделать однозначный вывод об истинной цене слов и заявлений самозванцев, претендующих выступать от имени российских мусульман.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Hveprv - Магический портал