И Асуаном, на правом берегу Нила, расположен небольшой город Эдфу. Сейчас это - исторический памятник, в древности - город в Верхнем Египте, именовавшийся Бехдет. Эдфу - его нынешнее арабизированное название.
В додинастическую эпоху город был центром культа солнца. В дальнейшем здесь получил дальнейшее развитие культ бога Птаха (земли), создавшего небо и пустившего по нему светило. Бог солнца изображался в виде крылатого диска. Позднее солнце напрямую стало отождествляться с Гором, изображавшимся то соколом, у которого правый глаз - светило, то в виде крылатого солнца, как в древнейшие времена.
В Древнем Египте город Бехдет почитался как место, откуда бог Гор вышел, чтобы поразить своих врагов - порождение тьмы.
Бехдет стал центром культа бога Гора, что отразилось и в названии II верхнеегипетского нома (района), в котором город располагался - Тесу-Гор, или Престол Гора. Греки, в чьем представлении этот бог являлся тем же, кем для них был Аполлон, именовали город Великим Аполлинополем (Apollonopolis Magna).
В те времена Бехдет был важным сельскохозяйственным центром, здесь выращивали пшеницу на поливных землях в долине реки , шла торговля зерном, отсюда отправлялись караваны. Он кормил соседние регионы, а в политическом отношении играл важную роль как близкий сосед Нубии.
Но славу городу принес храм бога Гора, построенный в правление династии царей Птолемеев, когда Египет вступил в эпоху эллинизма.
Благодаря в том числе массивности конструкции и удаленности от крупных городов эта колоссальная постройка - вторая по размерам в стране после храма Амона-Ра в Карнаке, на месте древнеегипетских Фив - оказалась одним из наиболее сохранившихся египетских культовых сооружений.
Птолемеевский храм Гора поставили примерно в километре к западу от Нила, на месте снесенного более старого, эпохи фараона Рамсеса III (XII в. до н. э.), который, в свою очередь, был сооружен на месте еще более древнего храма времен Тутмоса ІІІ (XV в. до н. э.). Надписи на внешней западной стене и на ограде рассказывают историю строительства. Сооружение храма началось при царе Птолемее III Эвергете в 237 г. до н. э. Свои нынешние очертания постройка приобрела к 212 г. до н. э. В 142 г. до н. э., при Птолемее XVIII, статую Гора торжественно внесли в храм: эта церемония была равнозначна его освящению. В дальнейшем с юга пристроили два зала с колоннами, гипостильный двор и внушительных размеров пилон с обитыми золотом вратами. Закончили строительство почти два века спустя после закладки - в 57 г. до н. э., при Птолемее XII Неосе Дионисе.
Четыре века в храме шли службы, но после 391 г., когда римский император Феодосии I Великий повелел начать разрушение языческих строений, он был заброшен. Еще до этого фанатики-христиане уничтожили лики богов на стенах, правда, пощадив непонятные им надписи.
В наше время постройка выглядит величественно. Но в 1860 г., когда на него обратил внимание французский египтолог Огюст Мариет (1821-1881 гг.), храм Гора находился в крайне запущенном состоянии. Он был наполовину погребен под песками, а на его крыше расположились дома феллахов.
В середине XIX в. Мариет не без труда получил от египетских властей монопольное право на археологические исследования в стране, в том числе и храма в Эдфу. Под руководством выдающегося ученого храм расчистили, а находившуюся на его крыше деревню переселили в другое место. Расчищены были также остатки старых жилых кварталов и древнеегипетский некрополь.
Культовое сооружение в плане представляет большой прямоугольник. Строители во всем следовали классическим канонам древнеегипетской архитектуры, выстраивавшей храм по оси: пришедший сюда должен пройти последовательно несколько залов, не отклоняясь от прямой линии, прежде чем попасть в святилище.
В эпоху Древнего Египта в храм допускались лишь посвященные: великие жрецы - слуги бога и фараон, приравненный к богу.
Храм начинается массивным входным пилоном - башнеобразным сооружением в форме усеченной пирамиды, вторым по размеру среди всех храмов Египта. Когда храм служил своей основной цели, между двумя башнями стояли высокие деревянные ворота с золотыми плитами. Со всех сторон пилон покрыт надписями и резными изображениями. Вот царь Птолемей XIII Неос Дионис приносит символическую жертву Гору и его супруге Хахор. Вот он молится местным божествам, а за царем и царицей следует процессия посланцев из разных стран, пришедших с дарами в храм.
За пилоном находится открытый двор с 32 колоннами, в котором стоит трехметровое, из черного гранита, изваяние Гора в виде сокола, в двойной короне, олицетворяющей царскую власть. Двор вымощен плитами от еще более древнего сооружения эпохи фараона Джехути Сехемра Сементау (около 1650 г. до н. э.).
Рельефы и надписи на внутренней части западной стены рассказывают о победе Гора - сына Осириса и Исиды. Здесь же - знаменитая сцена битвы Хора и Сета, где Хор поражает гарпуном Сета, изображенного в виде гиппопотама. Внутренняя часть северной стены покрыта текстами гимнов Гору. Посетители храма пели их, проходя по двору.
Из двора попадают в Первый гипостильный 18-колонный зал, или пронаос, с изображением сцен жертвоприношений на стенах. Справа от входа размещалась библиотека - на стену нанесен каталог свитков папируса, включавший сочинения по мифологии, астрономии, географии и строительству. Слева находилось пространство, где царь возносил молитвы. При этом, как полагалось, он смотрел на потолок, покрытый астрономическими и астрологическими символами.
Второй гипостильный 12-колонный зал меньшего размера именуется процессионным. В данном случае под процессом понимался ритуал изготовления мазей и бальзамов. То есть это была лаборатория с нанесенными на стены рецептами благовонных составов.
Отсюда проходят сначала в зал Нила, затем - в зал приношений с жертвенником и только потом - прямо в святилище. Вдоль его стен, отделенные узким коридором, находятся десять часовен разных божеств.
В центре стоит церемониальная лодка - символ судна, на котором Гор перемещался по Нилу. В святилище сохранился уже упомянутый наос - центральная часть старого храма, высеченная из цельного блока, с картушами фараона Нектанеба I, правившего в 380-362 гг. до н. э.
Некоторые надписи на стенах храма дают представление о нем и организации его деятельности. Они объясняют символическое значение пропорций и размеров архитектурных деталей сооружения со ссылками на мифологические сюжеты и труды Имхотепа - выдающегося зодчего периода Древнего царства. Тут и отчет о строительстве, и календарь, снабженный списком, и дарственные записи, оставленные избранными посетителями, и распорядок проведения культовых мероприятий. Среди последних - обязательное ежегодное почитание Цикла Гора: проход по Нилу из храма Хатхор в Дендере и обратно судов с изображением богини Хатхор, богов и богинь Осириса и Исиды, Шу и Тефнут.
Самая главная религиозная церемония совершалась в храме ежегодно на двадцать первый день второго месяца сезона зимы, 21 мехира, в первой половине января. Она заключалась в диалогах, которые вели фараон и жрецы в масках Исиды и Тота.
Местонахождение
: Ю.-В. Египта.
Административное местонахождение
: район Эдфу, мухафаза Асуан.
Построен
: 237-57 гг. до н. э.
Язык
: египетский диалект арабского языка.
Этнический состав
: египтяне.
Религия
: ислам (суннизм).
Денежная единица
: египетский фунт.
Аэропорт
: международный Каир.
Общая площадь
: 10 823 м 2 .
Размеры храма
: длина - 137 м, ширина - 79 м, высота пилонов - 36 м.
Внутренний двор
: длина - 47,25 м, ширина - 42 м.
Высота над уровнем моря
: 86 м.
Население (г. Эдфу)
: 133 772 чел. (2012 г.).
Удаленность
: 115 км к югу от Луксора, 105 км к северу от Асуана.
Тропический сухой. Очень жаркое лето. Теплая зима.
Средняя температура января
: +15,5°С.
Средняя температура июля
: +32,1°С.
Среднегодовое количество осадков
: выпадают редко.
Относительная влажность воздуха
: 25%.
Большой двор
Первый гипостильный зал
Библиотека
Второй гипостильный зал
Сокровищница
Залы: Центральный, Нила, Благовоний, Приношений, Нового года, Тканей, Божественного трона, Запада, Победы
Святая святых
Гробница Осириса
Часовни: Мина, Осириса, Хонсу, Хатхор, Ра, трона
Некрополь (3 тыс. до н. э.)
Остатки храма (эпоха Рамсеса III, около 1185-1153 гг. до н. э.)
Руины маммисия (эпоха Птолемея III Эвергета, 246-221 гг. до н. э.)
Остатки жилых кварталов
После падения Древнего царства страна вступила в эпоху раздробленности, именуемую Первым переходным периодом. Из опасения быть захваченным соседями Бехтеду пришлось строить оборонительные сооружения. Делать это надо было очень быстро, на капитальное строительство времени практически не было. Археологические раскопки показали, что город нашел интересное решение проблемы. Пожертвовав частью некрополя, горожане превратили некоторые погребения-мастабы в укрепления, соединив их стеной.
В 1893 г. профессор Московского университета и историк искусств Иван Цветаев (1847-1913 гг.) выступил с инициативой создания Музея изящных искусств в Москве (ныне Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Церемония закладки состоялась в 1898 г., здание было закончено в общих чертах в 1904 г. В поисках образца при оформлении Египетского зала музея профессор Цветаев, уже его директор, отправился в Египет, чтобы познакомиться с древней архитектурой. Впоследствии он писал, что именно в храме Гора в Эдфу нашел форму зала, «как нельзя лучше подходящего к нашим размерам».
Французский египтолог Огюст Мариет, начавший раскопки храма в Эдфу, фактически спас древние ценности для Египта. Получив исключительное право от властей на археологические исследования в стране, он сделал массу ценных находок, стал основателем и первым руководителем Египетского музея в Каире. Он же добился уголовного преследования грабителей раскопов и запрета на деятельность археологов-любителей. В страну поехали туристы, а египетские власти в благодарность удостоили Мариета титула паши и бея. Его увлеченность Древним Египтом выразилась еще и в том, что именно он подсказал Джузеппе Верди мысль о создании оперы на древнеегипетскую тему, а итальянский композитор написал «Аиду». Согласно завещанию Мариета, его похоронили в саркофаге во дворе основанного им музея.
Среди надписей на стенах храма есть и очень своеобразные. В сцене победы фараона, поражающего врагов священной булавой, символизирующей силу Хора, правитель обращается к богу: «Бык, антилопа, водоплавающая птица и все нечистые животные горят на твоем алтаре, и ты пьешь ритуально очищенное вино и пиво». Другая надпись предостерегает служителей храма: «Не творите здесь беззакония; не входите в храм, будучи нечисты; не говорите лжи в этом святилище; не жаждите благ; не говорите пустых слов; не нарушайте справедливости; не делайте различий между богатым и бедным; не портите точности весов; не раскрывайте храмовых тайн; не гневите богов; воздержитесь от нечистых мыслей. Пребывать на божественной службе более почетно, чем обладать всеми земными богатствами».
Я Утро в храме начиналось с того, что фараон - или верховный жрец от его имени - разбивал глиняную печать, закрывавшую врата, и отодвигал засов. Статую бога одевали и кормили, сопровождая действия чтением ритуальных текстов. По окончании обряда врата наоса закрывались, и жрец отступал, стирая следы своих ног.
Маммисий - небольшая постройка в храмовом комплексе для содержания рожениц и недавно родивших женщин. На рельефах изображены сцены рождения Харсомтуса - сына Гора и кормления его Хатхор Дендерской.
Ниломер - сооружение для измерения уровня Нила, довольно большое, сложенное из камня и напоминающее колодец с лестницей.
Эпоха Птолемеев
Птолемей был первым из династии правителей, которая будет носить его имя. Птолемей I объявил себя фараоном Египта, хотя и он сам, и его преемники сохраняли верность македонским традициям. Затем он взял себе титул Птолемея I Сотера, то есть Спасителя. Именно он перенес столицу из Мемфиса в Александрию. Этот город стал важнейшим культурным центром. Здесь по инициативе Птолемея были заложены библиотека и музей, сюда как в центр интеллектуальной жизни средиземноморского мира стремились поэты и ученые.
Династия Птолемеев правила Египтом следующие 300 лет. 15 фараонов, бравших себе имя Птолемей, отличались жестокостью. В борьбе за власть они не жалели ни братьев и сестер, ни отцов и матерей, ни сыновей и дочерей. Несмотря на кровосмесительные браки, нравственную деградацию и физическое вырождение Птолемеев, в период их правления были построены грандиозные сооружения, такие как Фаросский маяк и гигантская библиотека, в которой, как считалось, хранилась б?льшая часть великих произведений литературы цивилизованного мира. Они вмешивались в дела Греции и вели торговлю с Римом. Последней царицей эллинистического Египта из македонской династии Птолемеев стала Клеопатра VII Филопатор – честолюбивая и талантливая женщина.
Из книги Когда? автора Шур Яков ИсидоровичПтолемеев „канон" Как разгадать таинственные движения планет? Почему эти блуждающие светила то обгоняют звезды, то вдруг останавливаются, то начинают пятиться, словно рисуют причудливые завитушки на небесном своде? Птолемей полагал, что планета обращается вокруг Земли
Из книги Реконструкция подлинной истории автора Из книги Египтяне [От древней цивилизации до наших дней] автора Азимов АйзекГлава 10 Египет Птолемеев Первый из ПтолемеевЕгипет процветал под управлением Клеомена и временно превратился в тихую заводь, пока Александр покорял Персидскую империю, выиграв два больших сражения, бесчисленное количество малых и в конце концов стал ее правителем.
Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович31. Эпоха Судей Израильских, описанная в Библии, это – эпоха инквизиции XV–XVI веков Одной из главных книг Ветхого Завета является Книга Судей Израилевых. Несколько основных ее сюжетов мы, следуя сдвигам на глобальной хронологической карте А.Т. Фоменко, отождествили с
Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович4. Внешняя политика Птолемеев Огромная держава Птолемеев, включавшая значительную часть Восточного Средиземноморья, оказалась в центре почти всех военно-политических противоречий своего времени. Основными противниками Птолемеев выступали прежде всего Селевкиды,
Из книги Величие Древнего Египта автора Мюррей Маргарет Из книги Древний Египет автора Холмс ЭнтониЭпоха Птолемеев: 332–30 гг. до н. э Осенью 333 г. до н. э. Александр Великий, царь Македонии, завоевал Египет. Это вторжение стало началом эллинистического периода в стране. Александр не встретил сопротивления персидских гарнизонов на границе, и египтяне приветствовали его
Из книги Мифы древнего мира автора Беккер Карл Фридрих3. Египет под властью Птолемеев (328…200 г. до Р. X.)Через год после Димитрия умер царь египетский Птолемей I Лаг, то есть сын Лага. Он носил название Сотера, то есть избавителя. Родосцы даровали ему этот почетный титул в благодарность за защиту города от Димитрия Полиоркета,
Из книги Всемирная история. Том 4. Эллинистический период автора Бадак Александр НиколаевичГосударство Птолемеев Благодаря многочисленным греческим и демотическим папирусам, которые сохранились до нашего времени, о социально-политическом устройстве эллинистического Египта известно гораздо больше по сравнению с остальными эллинистическими монархиями.
автора Носовский Глеб Владимирович Из книги Книга 1. Западный миф [«Античный» Рим и «немецкие» Габсбурги - это отражения Русско-Ордынской истории XIV–XVII веков. Наследие Великой Империи в культ автора Носовский Глеб Владимирович9. Эпоха судей израильских, описанная в библейской Книге Судей, это - эпоха инквизиции XV–XVI веков В результате наших исследований вырисовывается следующая интересная картина. Одной из главных книг Ветхого Завета является Книга Судей Израилевых. Несколько основных ее
автора Адес ГарриГлава 6. Александр и династия Птолемеев 332-30 годы до
Из книги Египет. История страны автора Адес ГарриНачало династии Птолемеев (305–221 гг. до н. э.) Как будто мало было славы знаменитых александрийских памятников и святилищ, чтобы вызвать зависть соперников! Птолемей II учредил праздник, который отмечали раз в четыре года, его назвали Птолемейя и посвятили отцу царя и
Из книги Египет. История страны автора Адес Гарри Из книги Все сражения русской армии 1804?1814. Россия против Наполеона автора Безотосный Виктор МихайловичЭпоха Наполеоновских войн или эпоха 1812 года? Ход мировой истории в первой четверти ХIХ в. во многом определяли события, происходившие на европейском континенте. Этот важный отрезок времени начала столетия, наполненный калейдоскопическим изобилием событий, принято
Из книги Клеопатра: История любви и царствования автора Пушнова ЮлияДинастия Птолемеев Птолемей I не собирался ограничить свои владения землей Египта, так же как не намеревались делать это прежние египетские правители – фараоны. Он презирал существующие границы и завоевал Киренаику, восточную часть современной Ливии, Южную Сирию, Кипр и
Последний и своеобразный подъем строительной деятельности падает уже на время правления птолемеевских фараонов и римского господства в Египте. На протяжении первого тысячелетия до н. э. Египет постепенно терял свою экономическую и политическую самостоятельность. Становясь предметом колониального захвата разных народов, египетское государство наконец, с IV в., превратилось в греческую, а позднее (I в. до н. э.) в римскую колонию.
Для храмовой архитектуры птолемеевского Египта характерно возвращение к классическим образцам, в частности, к типу надземного храма периода Нового царства. Мы всюду встречаем открытый, обнесенный колоннадой двор и базиликальный гипостиль с его плоским покрытием.
Особо отметим храм Гора в Эдфу (III - I вв. до н. э). Главные части здесь относятся ко времени правления Птолемея IX и Птолемея X - Сотера (II в. до н. э.). Упомянем храм в Ком-Омбо (II - I вв. до н. э.), храм богини Гатор (Хатхор) в Дендера , эпохи римского господства в Египте (I в. до н. э.), и, наконец, группу храмов на острове Филэ . Храм Гатор нам особенно интересен своими колоннами. Их кубическая капитель, стилизующая форму систра, дается с рельефной головой богини Гатор. Колонна эта, именующаяся обычно гаторической, уходит своими корнями еще в Среднее царство, получая полное завершение в рассматриваемом памятнике.
Другие ордера колонн в греко-римский период представляют собой своеобразный синкретический вариант. Обычно цилиндрическая колонна дается с капителью, где, например, стилизованный бутон или цветок лотоса смешан с пальмой и т. д. Уже в классическом Египте встречалось одновременное сосуществование нескольких видов колонны в пределах одного и того же памятника. Но в этом отношении поздняя архитектура Птолемеев идет еще дальше. Так, например, в колоннаде храма Изиды на острове Филэ (II в. до н. э.) нет ни одной одинаковой капители. Они все трактованы различно. Утеряны пропорции, свойственные зодчеству классического Египта. Есть много своеобразного в птолемеевской архитектуре, но это своеобразие складывается уже из элементов, развившихся в искусстве других народов.
Название "Египет" происходит от древнегреч. Αἴγυπτος и лат. Aegyptus, восходящего, вероятно, к одному из местных наименований г. Мемфиса "Хеткаптах" «Дом души Птаха», произносившемуся, видимо, «Хи-Ку-Птах», что по-гречески произносилось как Айгиптос. Сами египтяне называли свою страну "Кемет" -"Черная", противопоставляя её таким образом "Красной" пустыне.
Эллинисти́ческий Еги́пет, иначе Еги́пет Птолеме́ев (332 до н. э. - 30 до н. э.) - эллинистическое государство, образованное на территории Египта после распада державы . Столицей Эллинистического Египта стал основанный город Александрия (Египетская) в дельте Нила, ставший одним из основных центров греческой эллинистической культуры. Первый правитель государства, диадох Птолемей I, использовал местные традиции, сохранившиеся от династического периода, для закрепления своей власти и основал династию Птолемеев. Эллинистический Египет просуществовал до римского завоевания в 30 году до н. э., после чего стал провинцией в составе Римской империи.
При разделе империи Александра Египет достался («Спасителю», 305-282 до н. э.), сыну македонского аристократа и соратнику царя. Осторожному и дальновидному Птолемею удалось привезти в Египет тело Александра, которое было погребено в святилище Аммона в оазисе Сива, что поставило Египет на особое место по сравнению с царствами остальных диадохов. Монархическая форма правления, характерная для Востока с древнейших времен и воспринятая , короновавшимся фараоном, была продолжена Птолемеями.
В течение всего 3 века трон переходил по наследству от отца к сыну. Обеспечив господство греческой прослойки, Птолемей I проводил политику сближения двух культур, установив культ синкретического бога Сераписа. Задумав превратить Египет в центр культуры и искусств, Птолемей основал в Александрии знаменитый Мусейон с прославленной библиотекой. Сын Птолемея I - Птолемей II Филадельф (285-246 до н. э.) - продолжил внутреннюю и внешнюю политику отца. Женатый на собственной сестре Арсиное II (фактической правительнице Египта), что было в духе древнеегипетской традиции кровнородственных браков внутри царской семьи, Птолемей II установил культ в построенных в ее честь храмах.
Культ Арсинои отправлялся в Мендесе, в Саисе, Мемфисе, Фаюме (город Арсиноя) и в Фивах. В Александрии, на мысе Зефирии, был также построен храм Афродиты Арсинои. На острове Филе культ царицы слился с культом Исиды. Птолемей II повелел перевезти прах Александра Великого из оазиса Сива в Александрию, где он был захоронен в гробнице в отделении царского дворца Сема. Первые два Птолемея провели денежную реформу, введя монетную систему, которая отсутствовала в традиционной древнеегипетской культуре эпохи Нового царства. При Птолемее Филадельфе (правил в 285-246) - покровителе ученых и поэтов, Мусей и Александрийская библиотека достигли наивысшего расцвета. Был построен и Фаросский маяк.
Будучи способными организаторами, Птолемей I и Птолемей II создали централизованную систему управления государством с сильной административной властью. Рост и упрочение царства привело к быстрому превращению Александрии в крупнейший торговый и культурный город Востока. Основной опорой новой династии были греки и македоняне, являвшиеся держателями царской земли (клерухии). Среди египтян Птолемеи в основном опирались на жречество, предоставляя ему привилегии и одаривая вновь возводимые храмы в честь египетских божеств. Желая укрепить свое влияние и заручиться поддержкой египетского жречества, цари из династии Птолемеев строили храмы, планировка и архитектура которых восходили к типу храма, выработанному еще в эпоху Нового царства.
При Птолемее III Эвергете (246-222 до н. э.), покровительствовавшего, как и отец, ученым, государство Птолемеев находилось еще в зените своего могущества, однако при последующих правителях начался упадок, сопровождавшийся народными волнениями и порчей монеты. Египтяне протестовали не только против конкретной династии, но против поставленных в привилегированное положение греков и поддерживавших их жрецов. Во 2-1 вв. до н. э. Египет, раздираемый политическими интригами при дворе, бюрократическим произволом на местах и социальными выступлениями египетского населения, вступает в экономический кризис. Последней выдающейся представительницей династии Птолемеев являлась Клеопатра VII (69-30 гг. до н. э.). В действительности Клеопатра не была столь красивой, как стали считать позднее, но эта царица обладала обаянием и решимостью, которые помогли ей привлечь на свою сторону Юлия Цезаря, а затем и Марка Антония. С 51 Клеопатра правила страной совместно с братом и супругом Птолемеем XIII, но после его смерти между ней и ее младшим братом Птолемеем XIV разгорелась острая борьба за власть. В борьбе за трон Клеопатра прибегла к помощи Цезаря, любовницей которого она стала. В пожаре, возникшем в Александрии в ходе восстания жителей города против гарнизона Цезаря (48 г. до н. э.), погибла большая часть знаменитой Библиотеки. Цезарю удалось взять верх и посадить Клеопатру на египетский трон, однако Египет сохранил независимость от Рима.
Родившийся в 47 году от Цезаря (во всяком случае, так было объявлено царицей) и Клеопатры сын - Птолемей XV Цезарион, объявленный сыном Исиды, укрепил позиции царицы, хотя был лишь номинальным соправителем. После смерти Птолемея XIV и убийства в 44 г. Юлия Цезаря Клеопатра единолично правила Египтом. В разгоревшемся между Марком Антонием и внучатым племянником Цезаря Октавианом конфликте, Клеопатра, мечтавшая о создании эллинистической восточной империи, приняла сторону сподвижника Цезаря, заключив с ним союз. Антоний и Клеопатра объявили себя божественной парой - Осирисом (Дионисом) и Исидой. Однако недальновидная политика Антония, вступившего в брак с Клеопатрой и подарившего ей Крит и Киликию, вызвала возмущение в Риме и привела к войне между Антонием и Октавианом.
Война, начавшаяся между недавними союзниками, привела к разгрому объединенных сил Клеопатры и Антония в морской битве у мыса Акций 2 сентября 31 г. Антоний и Клеопатра скрылись в Александрию, где полководец, считавший войну проигранной, впал в отчаяние и покончил с собой. Клеопатра, тщетно рассчитывавшая на свои чары, чтобы не участвовать в триумфе Октавиана, была вынуждена последовать примеру своего мужа. Детей Антония и Клеопатры (и Цезариона как особенно опасного претендента на трон) Октавиан приказал убить. Вступление легионов Октавиана в Александрию в августе 30 положило конец независимости Египта, включенного в римские владения на правах особой провинции, управляемой императорским префектом.
Цари Египта (305 - 31 до н. э.)
Столица Александрия.:
331 |
|
Птолемеи (Лагиды) |
|
282 - 246 | |
246 - 222 | |
222 - 205 | |
205 - 180 | |
180 - 170 | |
163 - 145 | |
145 - 144 | |
144 - 131 | |
81 - 80 | |
| 80 |
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА:
Раздел
ГРЕЦИЯ
Глава III.
Эпоха эллинизма
3.6. Птолемеевский Египет
Птолемеевский Египет - одно из крупных и весьма влиятельных государств эллинистического мира. Как и другие восточные эллинистические государства, царство Птолемеев возникло в результате завоевания одной из древневосточных стран, с развитой тысячелетней культурой и множеством древних традиций.
Его ядром был собственно Египет в традиционных исторических границах. Если северные, западные и южные границы страны в эллинистическую эпоху оставались в целом стабильными (на севере - побережье Средиземного моря, на западе - пески Ливийской пустыни, на юге - первый порог Нила), то восточные рубежи царства часто менялись в зависимости от внешнеполитических успехов или неудач птолемеевских владык. Так, в начале III в. до н. э. Птолемеи контролировали значительные внеегипет- ские территории - почти все побережье и острова восточного Средиземноморья. Однако в результате нескольких войн с Селевкидами и Македонией уже спустя столетие, в начале II в. до н. э., Птолемеи постепенно лишились этих завоеваний.
Легко обороняемые границы исторического ядра государства, за исключением, может быть, Синайского полуострова, разрозненность и слабость соседних воинственных племен - потенциальных врагов Птолемеев позволили им обеспечить относительно спокойное существование своим подданным по сравнению с другими эллинистическими государственными образованиями.
В этническом отношении, несмотря на некоторую пестроту населения, основным его компонентом в эллинистическое время оставались собственно египтяне, которые и были главными производителями материальных благ и основной эксплуатируемой частью подданных птолемеевских владык. При этом, однако, и его коснулись характерные для этой эпохи изменения: некоторые преуспевающие египтяне эллинизировались и в какой-то мере проникали в состав привилегированной массы греко-македонян, занимая в экономике’ и государственном аппарате относительно высокое положение. Некоторые же обедневшие греки сливались с египтянами. Ведущую же роЛь в управлении страной и эксплуатации непосредственных производителей материальных благ сохранили за собой греки и македонцы, что вполне объяснимо, если учитывать характер образования государства, обусловленный фактом завоевания.
Завоеватели сумели сохранить неизменной традиционную административную систему управления страной, вытеснив лишь с ключевых постов прежних персидских чиновников и их ставленников - египтян. Таким образом, Птолемеи оставили в неизменном виде практически все особенности древнеегипетского государства - деспотическую власть царя, разветвленный аппарат многочисленных чиновников, строгую централизацию государственной власти, ее активное вмешательство в хозяйственную жизнь страны. Эти обстоятельства в значительной степени определили отличие Птолемеевского царства от государства Селевкидов. Здесь не было необходимости основывать города-полисы с греко-македонским населением, так как Птолемеи получили в свое распоряжение четко отлаженную систему прежних экономических связей, государственного и административного управления над моноэтничным в массе своей населением. Поэтому и городов с полисным статусом в державе Лагидов насчитывалось всего три - Александрия, основанная самим Александром Македонским в 332 г. до н. э., Птолемаида, построенная в Верхнем Египте Птолемеями в качестве своеобразного противовеса древнеегипетской столице - Фивам, и древний Навкратис - старинная греческая колония на Средиземноморском побережье, выведенная греческими переселенцами еще в VII в. до н. э., в эпоху Великой греческой колонизации.
Если в Селевкидском царстве полисы, основанные представителями македонской династии, были им необходимы для создания взаимовыгодных отношений между царями и греко-македонским населением державы и выполняли роль своеобразного каркаса государства, то перед Птолемеями такая проблема не стояла. Получив под свой контроль практически готовую государственную машину, надежное функционирование которой было гарантировано многовековым опытом истории Древнего Египта, греко- македонцы, заняв все ключевые посты в системе управления и заменив всех прежних чиновников разных уровней на представителей греко-македонского этноса, оставили практически в неизменном виде на первый взгляд громоздкую и весьма сложную структуру управления новой державой.
Поскольку Египет рассматривался греко-македонцами как страна, «завоеванная копьем», то верховная власть над ней безусловно принадлежала представителю царствующей династии, причем престол передавался по мужской линии старшему сыну царя. При этом, однако, в истории Птолемеевской династии известны случаи одновременного царствования нескольких царей и даже цариц.
Основателем династии, правившей в эллинистическом Египте, был Птолемей Лаг, сын македонского аристократа, крупный военачальник, сподвижник Александра Македонского. После смерти великого завоевателя Азии, когда произошел первый раздел его великой державы между его приближенными, Птолемею достался Египет. Античная традиция назвала Птолемея Лага Сотером (Спасителем), так как он считался спасителем египетского народа от притеснений и произвола Клеомена - правителя этой страны, назначенного в свое время еще Александром. Уже в это время отчетливо проявились намерения нового правителя расширить свое влияние на внеегипетские территории и играть ведущую роль в Средиземноморье. Он подчинил своей власти соседнюю Кирену, вторгся в Сирию и Финикию, захватил Кипр. После того как Антигон в 306 г. до н. э. принял царский титул, Птолемей Лаг вместе с Лисимахом, Селевком и Кассандром провозгласили себя царями своих владений.
После битвы при Ипсе Птолемею I, вместе с его преемниками, правившими Египтом на протяжении почти целого столетия (Птолемеи II Филадельф, III Эвергет, IV Филопатор, V Эпифан), удавалось вести весьма активную внешнюю политику, претендуя на роль арбитра не только в Средиземноморье, но и во всем эллинистическом мире. Однако после смерти Птолемея V Эпифана в 180 г. до н. э., уже испытывавшего значительные внешнеполитические трудности (при нем из всех внееегипетских владений остались лишь Кипр и Кирена), начинается долгий период упадка, завершившийся римским завоеванием страны в 30 г. до н. э.
Так как перед коренным населением державы Птолемеи выступали в качестве преемников египетских фараонов, то, сохранив и приспособив традиционные, уже устоявшиеся тысячелетиями структуры Древнего Египта к своим нуждам и задачам, они лишь придали им более рациональный и организованный характер. При этом не исключались и новации, привнесенные в египетскую среду из Греции и Македонии, достаточно быстро воспринятые в новых исторических условиях. Власть царя была неограниченной, и он был, как и ранее при фараонах, объектом почитания как со стороны местного населения, так и со стороны греков и македонян, новых граждан страны. Формируется, как это было практически в любом эллинистическом государстве (за исключением Македонии), царский культ.
Все приближенные царя носили почетные звания, и постепенно выработалась достаточно сложная титулатурная иерархия, начиная с т.н. «родственников» и заканчивая т.н. «преемниками», составлявшими своеобразный резерв титулованных лиц. Царь правил, опираясь на очень разветвленный и громоздкий бюрократический аппарат, наличие которого было необходимо для контроля всех сторон жизни огромной Птолемеевской державы. Главными чиновниками центрального государственного аппарата были следующие. Прежде всего тот, кто составлял царские распоряжения и отвечал за государственный архив, затем вельможа, отвечавший за текущую царскую переписку, и, наконец, приближенный, ведавший делами судебного ведомства. Несколько позже огромное значение в административной иерархии приобрела должность «диойкета», своеобразного министра финансов птолемееевского Египта. Во II в. до н. э. диойкет занял второе место по значению в жизни страны после царя. Он имел разветвленный собственный аппарат чиновников разных уровней. При этом мощному финансовому ведомству страны уделялось со стороны птолемеевских владык весьма пристальное внимание.
Птолемеи располагали разветвленной системой местной администрации. Унаследовав от фараоновского Египта номовую систему территориального деления страны, они ее реорганизовали, изменив и число номов, колебавшееся на протяжении всего их правления, и их наименования. Сначала номами управляли номархи, назначаемые царем. К концу III в. до н. э. они, сохранив за собой лишь финансовые рычаги управления контролируемой ими территорией, уступили свою высшую административную власть стратегам, которые совместили ее с военными функциями. В управленческой структуре нома также большое значение имели царский писец, чиновник по гражданским и судебным делам и тот, на кого возлагались полицейские функции. Все они располагали многочисленным аппаратом служащих. Поскольку номы делились на топархии, а те - на деревни, то и эти территориальные структуры копировали в миниатюре номовую систему. Во главе топархии стояли топархи, работавшие вместе с топограм- матевсами (писцами), а деревни, в свою очередь, были руководимы комархами и комограмматевсами. Имелись и другие государственные должности разных уровней.
Самым традициоцным институтом, сохранившимся почти в неизменном виде со времени фараонов, в государстве Птолемеев оказались храмы и жречество. Птолемеи хорошо учитывали огромную роль местного жречества в идеологической и экономической жизни страны. К тому же они официально признавались наследниками фараонов и не могли не помнить опыт идеологических экспериментов Александра Македонского, обеспечившего себе огромную популярность среди египтян знаменитым паломничеством в Ливийскую пустыню к оракулу бога Аммона. Поэтому, сохранив и религиозную, и экономическую силу египетского жречества, Птолемеи смогли поставить его деятельность под свой контроль. Для этого при храмах была учреждена должность специальных царских представителей - эпистатов, наблюдавших за всеми культовыми мероприятиями и экономической деятельностью жречества.
Особое значение в государстве Птолемеев приобрела сильная армия, состоявшая из двух контингентов. В первый входили те, кто рассматривался местным населением в качестве завоевателя и на самом деле являлся таковым: македоняне, греки и те, кто прибыл в Египет вместе с армией Александра или был впоследствии завербован как наемник (фракийцы, критяне, иудеи и др.). Именно они составляли ее регулярные силы, которые являлись главным инструментом внешнеполитической активности династии. Второй контингент - подразделения, состоявшие из представителей коренного населения. Они служили во вспомогательных частях, во флоте; кроме того, в основном из египтян состояли полицейские силы различных административно-территориальных единиц. У Птолемеев была также и особая речная полиция.
До прихода греков и македонцев экономика Египта была вполне автаркична, и его население в своих материальных потребностях обходилось собственной сельскохозяйственной продукцией и предметами ремесла. Преобладал внутренний натуральный обмен, и отсутствовало денежное обращение (персидская монета во времена вхождения страны в состав державы Ахеменидов в качестве сатрапии не получила здесь распространения, равно как и греческие монеты, попадавшие в Египет через Навкратис). В новых условиях подобная экономическая замкнутость уже не могла удовлетворять ни запросы правящей династии, ни нужды членов нового правящего слоя (придворной бюрократии, администраторов, наемных воинов, техников и специалистов), требовавших и денежной оплаты за свой труд, и привычных товаров, сопровождавших их быт и образ жизни.
Поэтому уже Птолемей I в 305 г. до н. э. начал выпуск собственных монет - золотых статеров, серебряных тетрадрахм и медных оболов. Этому способствовала царская монополия на добычу золота и серебра, чеканку монеты, разного рода денежные операции. Кроме экономической целесообразности, Птолемей I учитывал и идеологические аспекты последствий денежного обращения в условиях начавшегося формирования царского культа. Ведь монета с изображением правителя, покровительствующих его правлению божеств и прочих священных атрибутов царствующего дома обеспечивала подданным веру в будущее благополучие и покровительство со стороны монарха.
Характерно, что, в отличие от других государств эллинистического мира, где имело место свободное денежное обращение, Птолемеи для своих подданных запретили употребление всех иностранных монет, ориентируясь только на свои деньги. Чтобы удовлетворять запросы населения в займах, а также обеспечивать учет и контроль за поступавшими в казну многочисленными налогами и платежами за многочисленные сделки, они организовали широкую сеть своеобразных банков, находившихся под контролем государства и отдававшихся в аренду частным лицам. С их помощью регулировалось денежное обращение средств внутри страны. Теперь уже как греки и македонцы, так и египтяне (ремесленники, торговцы, представители самых широких слоев податного населения государства) оказались в рамках новых денежных отношений, не имевших ничего общего с прежней экономической автаркией, сопровождавшейся натуральным обменом. В меньшей степени денежное обращение затронуло непосредственных сельскохозяйственных производителей, но и они уже не могли игнорировать все эти новации.
Однако для того, чтобы наладить денежное обращение в стране, ранее незнакомой с ним, необходимо, чтобы вывоз собственных товаров значительно превышал их ввоз. Исторически сложилось, что экспортными товарами в Египте могли быть только продукты сельского хозяйства, в основном зерновые и хлеб, а также такие предметы ремесла, как, например, папирус или льняные ткани, не производившиеся в столь значительных объемах в других регионах античного мира. Источником же всей этой продукции и сырья для ее изготовления было традиционное земледелие, уровень которого во времена фараонов вполне соответствовал самодостаточной экономике Египта. В новых экономических условиях Птолемеи сделали ставку на рост объемов сельскохозяйственного производства и на роль непосредственного государственного вмешательства, вплоть до мелочной регламентации условий хозяйствования непосредственных производителей, в целях контроля за увеличением поступлений налогов в казну. Это позволило, хотя бы на первых порах, обеспечить процветание эллинистического Египта и его внешнеэкономический авторитет.
Как и в государстве Селевкидов, в птолемеевском царстве верховным собственником земли, главного богатства страны, был сам царь. Собственность царя распространялась и на все природные богатства, находившиеся как в недрах, так и на самой земле. Отсюда - монопольное положение птолемеевских владык не только в земледелии, но и в ремесле, торговле, транспорте, денежном обращении.
В государстве Птолемеев земля делилась на два разряда: царский фонд и уступленные царем земли. Последние, в зависимости от того, кому они были уступлены, назывались клерухическими (выделенными в условное владение солдатам, находящимся в запасе), дарственными (пожизненно или на период службы переданными царским чиновникам), землями храмовыми, землями граждан полисов и частновладельческими. Земли царские, из которых в основном и состоял весь земельный фонд страны, обрабатывали лично свободные арендаторы, которые назывались царскими земледельцами. Чаще всего это были представители местного населения, не имевшие средств для самостоятельного ведения хозяйства и обязанные регулярно выплачивать в казну часть урожая в качестве натуральной арендной платы. Это были юридически свободные, но фактически зависимые категории непосредственных производителей материальных благ.
Земледелие оставалось главным занятием населения и основой экономики и процветания птолемеевского Египта: ведь эта страна в течение многих веков являлась крупнейшим центром сельскохозяйственного производства и основным экспортером зерна на внешние рынки. Среди зерновых культур первое место занимала пшеница, по-прежнему обеспечивавшая активный баланс внешней торговли государства Птолемеев, возделывался и ячмень для производства пива. Широко распространено было виноградарство, садоводство (разведение олив, финиковой пальмы, смоковницы и др.), выращивание технических культур (лен), овощей и т.д. Все это вполне удовлетворяло потребности как местного населения, так и завоевателей, которых сопровождала значительная волна иммигрантов.
Возделывались масличные культуры, причем производство и торговля маслом для питания и освещения являлись государственной монополией и строго регулировались властями с помощью цен. Земельные площади под виноградниками и садами в государстве Птолемеев значительно расширялись благодаря особой, более льготной для земледельцев форме аренды, получившей большое распространение в эллинистическом Египте.
До завоеваний Александра Македонского сельское хозяйство Египта базировалось на очень примитивной технике уровня конца каменного века, лишь частично усовершенствованной применением медных и бронзовых орудий труда. С приходом же греков и македонцев в хозяйстве страны начался настоящий переворот: появились железные орудия труда, в том числе и сельскохозяйственные, стала применяться сеялка, ввезенная сюда из Вавилонии. Сельскохозяйственные производители начали использовать новые важные технические приспособления - винтовой пресс для получения вина и оливкового масла, т.н. «винт Архимеда», или механизм с зубчатым колесом и «бесконечной» веревкой, значительно облегчавшие работы земледельцев по ирригации и т.п.
Осваивались новые виды культурных растений. Хотя виноград и оливы были знакомы египтянам, но выращивались они нерегулярно. С появлением в стране греков и македонян площади под этими культурами значительно расширились. Завоеватели стали интенсивно выращивать такие привычные для них культуры, как инжир, гранаты, яблоки, грецкие орехи, чеснок. Источники говорят о том, что в птолемеевском Египте проводились меры по селекции ряда сельскохозяйственных культур, что позволило улучшить традиционные для этой страны сорта зерновых. Очевиден рост агрономических знаний земледельцев, в помощь которым создавались специальные агрономические трактаты. Благодаря этому резко выросли площади обрабатываемых земель, повысилось их плодородие. Ранее заброшенные сельскохозяйственные территории превратились в настоящие цветущие земли, создавались новые оазисы.
В экономике и во внешней торговле Египта огромное значение имело производство папируса, своеобразной бумаги древнего мира, обслуживавшее в античное время все делопроизводство и интеллектуальные запросы читающей публики всего Средиземноморья, особенно в эллинистическое время. Птолемеи превратили производство этого писчего материала в царскую монополию и наделили его изготовителей значительными привилегиями. То же касается и работников мастерских, производивших льняные ткани. Посевные площади под выращивание этой важной технической культуры были значительно расширены, а весь технологический процесс изготовления тканей находился под Строгим государственным контролем.
Сохраняло свое значение и животноводство, в основном разведение мелкого рогатого скота и свиней, а также охота и рыбная ловля, либо регулируемые государством, либо отдаваемые в аренду отдельным откупщикам. Крупный рогатый скот по-прежнему использовался под тягло в земледелии.
Богатство страны различными минеральными ресурсами, многовековые традиции ремесленного мастерства в сочетании с достижениями античной техники значительно способствовали развитию ремесленного производства, ориентированного как на внутренние запросы, так и на экспорт. При этом доходы от экспорта и контроля над транзитной торговлей все же уступали доходам казны Птолемеев от сельского хозяйства.
Ремесло в основном было сосредоточено в городах, причем, в отличие от сельского хозяйства, здесь широко применялся рабский труд. В земледелии труд рабов не играл определяющей роли, по сравнению, например, с трудом царских земледельцев, зато он превалировал в ремесле птолемеевского Египта, так как оно, особенно в городах, носило высокоспециализированный характер и былоориентированонамассовоепроизводство. Так, в Александрии высокого уровня развития достигло судостроение, строительство жилых и общественных зданий, изготовление металлической и керамической посуды, тканей, мебели, ювелирных изделий и т.п. Однако эта высококачественная ремесленная продукция чаще всего становилась объектом экспорта или потребления наиболее зажиточными слоями городского населения. На сельской же территории, при наличии незначительного сектора собственного ремесленного производства, направленного на изготовление минимума самых необходимых в быту предметов потребления, безусловно преобладало земледелие.
Основатель царства, Птолемей I Сотер (305-282 гг. до н. э.), в области внешней политики проявил себя как талантливый правитель и искусный политик. Характерно, что он оказался единственным из диадохов, умершим собственной смертью. Птолемей I предпринял энергичные меры по завоеванию территорий, прилегающих к границам его государства. В этом проявлялись не только его агрессивные намерения, присущие любому эллинистическому владыке, но и желание обеспечить безопасность государства в Средиземноморье. Опорой его внешнеполитических действий было сильное войско, состоящее из македонцев и греков, организованное по македонскому образцу. Привлекал он и греческих наемников, однако представители местного, египетского населения в регулярной армии не служили, так как не были обучены по принятому в эллинистическом мире образцу. Лишь со временем эта ситуация несколько изменится, но это будет значительно позже.
Еще в период войн диадохов Птолемей первым понял неизбежность распада громадной и непрочной державы Александра. Утвердившись в Египте, он подчинил своей власти Киренаику (северо-восточная часть современной Ливии), завоеванную еще Александром, вторгся в Сирию и Финикию, попутно захватил Кипр, богатый медью и строевым лесом.
Сын Птолемея I Сотера Птолемей II Филадельф (283-246 гг. дон. э.) и внук Птолемей IIIЭвергет(246-221 гг. дон. э.), продолжая ту же политику, распространили свою власть на ряд городов Малой Азии и островов Эгейского моря. В середине III в. до н. э. Египет располагал сильнейшим военным флотом и играл ведущую роль в системе эллинистических государств. Основными противниками Птолемеев были правители и Македонии, и Селевкидского царства, а также, особенно в Малой Азии, цари менее значительных эллинистических государственных образований (например, Пергама, Вифинии и др.).
В период царствования Птолемея II Филадельфа обострились отношения с Селевкидским царством. Стремление обеспечить поступление доходов с территорий т.н. Келесирии (области Южной Сирии и Финикии), захваченной Птолемеем I после битвы при Ипсе, а также закрепить за собой находившиеся здесь торговые и стратегические базы вылилось в череду войн, получивших название сирийских. Первая сирийская война (274-271 гг. до н. э.) началась с мятежа в Киренаике, поддержанного Антиохом I Селевкидом. Птолемею II удалось подавить это выступление и, перехватив инициативу, одержать ряд побед в Сирии и на побережье Малой Азии. Вступление царя эллинистической Македонии Антигона Гоната в войну на стороне Антиоха I изменило ситуацию, и Птолемей согласился на заключение мира. По его условиям Египет не только сохранял свои прежние территории, но и получил ряд городов на южном побережье Малой Азии. Одновременно Птолемею II удалось склонить на свою сторону население ряда островов и греческих малоазийских городов, заключив союзные договоры с их жителями.
Вторая сирийская война (258-253 гг. до н. э.) завершилась заключением династического брака. Птолемей II выдал за Антиоха I свою дочь, дав за ней ряд спорных территорий в качестве приданого. Это свидетельствует об определенных неудачах Птолемея в ведении боевых действий. К тому же морское сражение при Косе между флотами Птолемея II и Антигона Гоната, завершившееся поражением Птолемея, могло настроить его на более мерный лад. Несмотря на эти неудачи, в период своего наивысшего могущества Птолемей II владел Киреной, Кипром, Памфилией, Ликией, Келесирией, оказывал влияние на политику конфедерации полисов Кикладских островов. Этот царь не оставлял без внимания и ситуацию в Балканской Греции, активно поддерживая здесь антимакедонские настроения. Результатом этого явилось участие египетского флота в т.н. Хремонидовой войне (267-262 гг. до н. э.), правда неудачное. Попытка высадиться в Аттике и помочь афинянам, осажденным македонцами, не увенчалась успехом.
При преемнике Птолемея II Филадельфа Птолемее III Эвергете существенных изменений во внешней политике Египта не произошло. Начало его царствования ознаменовалось успеха- мивтретьейсирийскойвойне(245-243 гг.дон. э.)надСелевком И. Эвергету удалось вернуть прежние владения в Эгеиде и Малой Азии, в том числе города Милет, Эфес и остров Самос, вновь присоединить Херсонес Фракийский и остров Фасос, а также захватить северную Финикию и часть Сирии. Его войска быстрым маршем прошли на восток за Евфрат вплоть до Бактрии, однако, не использовав в полной мере результаты этих успехов, Птолемей III, захватив огромную добычу, вернулся в Египет. Причиной этого могли стать события, связанные с волнениями в стране и активной дипломатической деятельностью Селевка II, сумевшего настроить против Птолемея многих его союзников (даже дружественный Птолемею III Родос начал против него военные приготовления). Как и его предшественники, Птолемей III следил за событиями в Греции и Македонии, успешно лавируя и поддерживая дружественные отношения и с Ахейским союзом, и с его противником - спартанским царем-реформатором Клеоменом.
Правление Птолемея IV Филопатора (222-205 гг. до н.э.) можно считать высшей точкой внешнеполитических успехов Лагидов. Селевкидский царь Антиох III, воодушевленный своими военными удачами как на востоке, так и на западе, нарушил мирный договор с Птолемеями, что стало поводом очередной, четвертой войны на территории Сирии (219-216 гг. до н. э.). Войска противников столкнулись в 217 г. до н. э. в решающем сражении у приморского города Рафии. Удача сопутствовала Филопатору, сумевшему одолеть ранее непобедимого Антиоха III. Однако для усиления своей армии Птолемей IV был вынужден набрать в свою армию значительный контингент египетских воинов, вооруженных и обученных по македонскому образцу. Эта вынужденная мера царя в дальнейшем имела очень важные последствия для птолемеевского Египта, так как резко ослабила ведущую роль греко-македонского элемента в регулярной армии. Теперь уже армия при известных обстоятельствах не могла быть послушным орудием в руках греческих командиров и беспрекословно выполнять все приказы Лагидов.
При Птолемее V Эпифане (204-180 гг. до н. э.) начинается закат внешнеполитического могущества Египта, где в это время начались массовые волнения местного населения, охватившие всю страну почти на два десятилетия. Тогда же началась ожесточенная придворная борьба вокруг опекунства над малолетним Птолемеем V. Воспользовавшись внутренними неурядицами в Египте, Македония и держава Селевкидов постепенно присвоили все владения Птолемеев в Малой Азии и в Эгейском море. Была потеряна Келесирия, и от всех внеегипетских владений остались только Кипр и Кирена. Все это шло на фоне внутреннего кризиса, сопровождавшегося недовольством населения Египта, частыми восстаниями и ухудшением экономического состояния страны.
В это время произошли важные изменения на международной арене. В регионе Западного Средиземноморья Римская республика, разгромив Карфаген, превратилась в крупнейшую мировую державу. В начале II в. до н. э. Рим сделал первые шаги по распространению своей гегемонии уже в Восточном Средиземноморье. Он нанес серьезное поражение Македонии, предпринял ряд ощутимых ударов по государству Селевкидов и к 168 г. до н. э. окончательно подчинил своей власти Македонию и Грецию.
Находясь в состоянии непрерывных смут и внутренних междоусобиц (после смерти Птолемея V Эпифана трон оспаривали несколько претендентов), Египет тем не менее продолжал сохранять свою самостоятельность и даже оказался в начале I в. до н. э. единственным сравнительно богатым и сильным эллинистическим государством. Именно это обстоятельство не позволяло Риму обратить свою агрессию и против него. Египет и его экономический и политический центр - Александрия обладали достаточно большими экономическими и людскими ресурсами, чтобы оказать упорное сопротивление и тем самым усилить антиримские настроения на завоеванных римлянами территориях.
Однако в результате династических войн и окончательного развала правящей династии Египет все же стал игрушкой в руках Рима, который все более и более властно стал вмешиваться в его внутренние дела. Столь длительное противостояние в борьбе со своими эллинистическими соседями в значительной мере подрывало военно-экономический потенциал Египта. Однако, опираясь на союз с могущественным Римом и его поддержку, Египет все же сумел просуществовать как независимое государство дольше, нежели его традиционные противники (Македонское царство и держава Селевкидов).
Уже Птолемей Апион, побочный сын Птолемея VII Эвергета, получивший от него в качестве самостоятельного владения Киренаику, так и не добившись права на трон, завещал эту область Риму. В 74 г. до н. э. она получила статус римской провинции. Более того, Сулла даже решился лично вмешаться в династическую борьбу, посадив в 80 г. до н. э. на престол своего ставленника - Птолемея XI Александра И. Правда, эта акция была пресечена жителями Александрии, по почину которых трон занял Птолемей XII Авлет (80-58 гг. до н. э.). Но по инициативе Цезаря он был признан римлянами царем и союзником Рима, что позволило им отобрать у египтян Кипр. Птолемею XII пришлось покинуть Египет, однако не надолго: в результате вторжения войск проконсула Сирии Габиния он был восстановлен на троне.
Теперь римляне становятся активными участниками династических распрей. Не без их прямого давления престол достался дочери Птолемея XII Авлета, Клеопатре VII, поочередно правившей Египтом совместно с Птолемеями XIII и XIV (55-44 гг. до н. э.), а с 44 по 31 гг. со своим сыном от Цезаря - Птолемеем XV Цезарионом. В своих попытках возродить мощь и авторитет Египта и тем самым удержаться на троне эта энергичная правительница заручилась поддержкой Марка Антония, одного видных политических деятелей конца Республики, и даже вышла за него замуж. Однако в ходе непримиримой борьбы с его политическим противником Октавианом объединенный флот Антония и Клеопатры в ходе битвы при Акции в 31 г. до н. э. потерпел поражение, что решило не только вопрос о единовластии в Римской державе, но и судьбу Египта: он был завоеван Октавианом и превращен в римскую провинцию.